В последнее время в сфере государственных закупок возник спор, связанный с использованием Классификатора товаров и услуг (КТРУ) при описании объекта закупки. В Определении Верховного суда РФ от 18 сентября 2023 г. № 310-ЭС23-16627 по делу № А36-4181/2022 Верховный суд РФ указал основания, которые дают заказчику право не использовать КТРУ, если в каталоге отсутствует товар с необходимыми характеристиками. Давайте рассмотрим данное решение и его последствия подробнее.
Медицинское учреждение, выступающее в роли заказчика, руководствовалось положениями ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ при описании объекта закупки – томографа. Однако при установлении требований к характеристикам товара они обнаружили, что соответствующие позиции КТРУ не предусматривают необходимые им характеристики. Это послужило основанием для обращения участника в антимонопольный орган с жалобой.
ФАС России признало жалобу необоснованной, так как объект закупки был описан исходя из конкретных потребностей заказчика, а важные для него характеристики отсутствовали в позициях КТРУ. В то же время суды отказали участнику в удовлетворении его требований, указав, что описание товара в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ не противоречит законодательству о контрактной системе.
Однако следует отметить, что отсутствие в каталоге товара с требуемой характеристикой означает отсутствие соответствующей позиции. В таком случае заказчик вправе описывать объект закупки с использованием классификатора ОКПД 2. Таким образом, Верховный суд Российской Федерации поддержал доводы нижестоящих судов и отказал истцу в передаче заявления об оспаривании судебных решений на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.