КС РФ дал оценку конституционности положений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 29, а также п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ. Данными положениями предусмотрена возможность изменения определенных сторонами существенных условий служебного контракта в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя, а также порядок действий нанимателя в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта. В этом случае действие служебного контракта прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и подлежит увольнению.

В частности, в суд обратилась бывшая государственная служащая госоргана. Ранее она занимала должность референта. В госоргане был образован новый департамент. Департаменту были переданы полномочия нескольких отделов и штат государственных служащих. В данной связи госслужащей было предложено внести изменения в служебный контракт, а именно изменить наименование должности и наименование структурного подразделения. При этом должностные обязанности госслужащей оставались прежними. Госслужащая отказалась от замещения другой должности ввиду того, что новая должность относится к ведущей группе, а замещаемая – к главной.

На основании отказа госслужащей служебный контракт был расторгнут на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ.

Суды трех инстанций признали увольнение законным, а расторжение служебного контракта – обоснованным.

Постановлением КС РФ от 07.07.2022 № 29-П было решено пересмотреть вынесенные решения. КС РФ указал, что изменение наименования замещаемой должности гражданской службы не должно повлечь изменение категории и(или) группы такой должности. Если имело место изменение категории и(или) группы должности, то речь идет о введении новой должности с другими функциональными параметрами.

В случае, когда изменение категории и(или) группы должности привело к утрате необходимости в замещаемой гражданским служащим должности и исключению ее из штатного расписания государственного органа, гражданский служащий фактически оказывается в одинаковом положении с гражданским служащим, должность которого подлежит сокращению.

В данном случае рассматриваемые положения не противоречат действующей Конституции РФ, так как не предполагают введения в штатное расписание госоргана взамен должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, новой должности, относящейся к иной категории и(или) группе должностей, со сходными должностными обязанностями.

Соответственно и прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение гражданского служащего, замещающего подлежащую исключению из штатного расписания государственного органа должность гражданской службы и не выразившего согласия на замещение указанной иной должности, не может осуществляться в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ.