20 октября 2022 года с 00:00 Указом Президента РФ от 19.10.2022 № 756 введено военное положение на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской области.

Военное положение вводится Указом Президента РФ с одобрения Совета Федерации ФС РФ в определенной местности, местностях или даже на всей территории РФ только в двух случаях:

1. Если осуществлен акт агрессии против РФ.

2. Если есть непосредственная угроза такой агрессии.

Помимо военного положения существуют и иные специальные правовые режимы, одним из которых является военное время.

Отличительными признаками одного режима от другого являются:

- военное время не связано с введением военного положения;

- военное время начинается с объявления состояния войны (оно объявляется только федеральным законом) или с фактическим началом военных действий.

Ввиду того, что основная цель введения военного положения – это отражение агрессии, следует напомнить о неразрывной связи этого правового режима с рядом обязанностей и ограничений конституционных прав и свобод как политических, так и социально-экономических. Самые жесткие ограничения предусмотрены для конкретных территорий, где введено военное положение. Границы этой территории должны быть обозначены в Указе Президента РФ.

1. Итак, к обязанностям и ограничениям на всей территории РФ, в том числе в местностях, где военное положение не введено, относятся:

- ограничение на осуществление экономической и финансовой деятельности;

- ограничение на оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, например, отдельное регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общепита, бытового обслуживания и ЖКХ;

- ограничение на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

- изменение формы собственности организаций;

- изменение порядка и условий процедур банкротства;

- изменение режима трудовой деятельности;

- установление особенностей финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования;

- обязанность организаций предоставлять свое необходимое для нужд обороны имущество (за компенсацию его стоимости).

2. К обязанностям и ограничениям на территориях, где введено военное положение, отнесено:

- обязанность граждан являться по вызову в органы власти и военные комиссариаты, исполнять требования этих органов, участвовать в выполнении работ для нужд обороны, вступать в специальные формирования, предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности (с компенсацией его стоимости);

- запрет выезда за рубеж;

- привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, по восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями (данный труд не считается принудительным);

- изъятие имущества, необходимого для нужд обороны (с выплатой стоимости), в том числе реквизиция земельного участка;

- комендантский час – то есть запрет находиться на улице в определенное время с правом проведения облав, обысков в жилище и проверок документов, а также задержанием граждан и транспорта на срок до 30 суток;

- ограничение движения транспорта, досмотр транспорта;

- ограничения на продажу алкоголя и сильнодействующих лекарств,

- изъятие у граждан оружия, боеприпасов, ядов, а у организаций – также изъятие боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

- введение военной цензуры (не только письма, мессенджеры, но и звонки);

- ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено военное положение, особый режим въезда и выезда из нее, запрет на выбор места пребывания / места жительства;

- приостановление деятельности политических партий, общественных / религиозных объединений, запрет митингов;

- запрет на забастовки;

- интернирование иностранцев;

- запрет на работу приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

- эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

- отмена выборов и референдумов (полномочия «текущих» депутатов и мэров продлеваются до отмены военного положения);

- ведение территориальной обороны.

Кроме того, Верховный суд РФ может изменить территориальную подсудность дел, рассматриваемых в судах, – для судов на территории, где введено военное положение.

Введение военного положения отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажор). В соответствии с п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) есть перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о форс-мажоре, в них прописаны военные действия (постановления Девятого ААС от 12.07.2022 № 09АП-36235/22, ФАС Северо-Кавказского округа от 19.11.2003 № Ф08-3736/03, определение Верховного суда Республики Мордовия от 19.02.2020 по делу № 33-290/2020).

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в РФ» военное положение относится к обстоятельствам непреодолимой силы, но только для целей этого закона.

Наряду с перечисленными обстоятельствами военное положение является сдерживающим фактором для течения срока исковой давности при следующих обстоятельствах:

- если истец или ответчик находится в составе Вооруженных сил РФ, переведенных на военное положение;

- данное обстоятельство возникло или продолжило существовать в последние 6 месяцев срока исковой давности.

При этом со дня прекращения указанного обстоятельства течение срока давности продолжается, и остающаяся часть срока исковой давности, если она меньше 6 месяцев, удлиняется до 6 месяцев, а если срок исковой давности равен 6 месяцам или менее 6 месяцев, – до срока исковой давности.

Кроме того, суды обязаны приостановить рассмотрение гражданского дела, если:

- ответчик «выполняет задачи» в условиях военного положения;

- по просьбе истца, если истец сам «выполняет задачи» в условиях военного положения.

Эта позиция подтверждена нормами КАС РФ и Закона об исполнительном производстве.