Основанием для судебных тяжб послужила проверка контрольного органа, выявившая не совсем законные основания для трудоустройства женщины незадолго до ее ухода в декретный отпуск с последующей выплатой всех полагающихся пособий.

Так, при проведении проверки в 2022 году ФСС установил, что работодатель выплатил работнице:

- пособие по беременности и родам;

- пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Всего денежных средств было выплачено на сумму 131 462 руб.

ФСС потребовал от работодателя возмещения этих расходов, посчитав, что трудоустройство работницы было фиктивным. Работодатель решил оспорить решение ФСС в суде. Постановлением Четырнадцатого ААС от 23.05.2023 № 14АП-1963/23 позиция контролеров была признана законной.

Суд исходил из следующего:

- должностная инструкция менеджера по логистике не соответствовала структуре работодателя, так как отдел логистики у него отсутствовал. Однако должностные обязанности работницы в должностной инструкции содержали ссылки на отсутствующий в штатном расписании отдел логистики;

- работница проживает, состоит на учете и наблюдается в лечебном учреждении г. Клина, а принята на должность менеджера-логиста в Тверской области (на расстоянии около 300 км от места проживания). Условие о том, что рабочее место работницы находится не по месту нахождения работодателя, в трудовом договоре отсутствует;

- работница была принята на работу на должность менеджера-логиста за 26 дней до начала отпуска по беременности и родам, не имея соответствующей квалификации. Исходя из требований, предъявляемых к работнику, она не соответствовала по уровню образования. Даже несмотря на то, что работодателем был представлен в суд документ о прохождении курсов по соответствующей программе, он не был признан судом достаточным доказательством.

Суд также отметил, что работодатель не представил в суд достаточных доказательств того, что работница выполняла свои трудовые обязанности.