1–2. Тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу.

Подлежат размещению Решения «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле» и Решения о внесении изменений в Положение о муниципальном земельном контроле с указанием реквизитов указанных НПА.

Таким образом, Положение по контролю должно быть размещено в актуальной редакции.

3. Перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции.

№ 

п/п

Наименование и реквизиты документа, правового акта

Краткое описание круга лиц и(или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы документа, правового акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному земельному надзору

1

2

3

4

Раздел 1. Федеральные законы, постановления и Распоряжения Правительства РФ

1.1

Земельный кодекс Российской Федерации

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане

в полном объеме

1.2

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Юридические лица, индивидуальные предприниматели

в полном объеме

1.3

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»

Юридические лица, индивидуальные предприниматели

в полном объеме

1.4

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Юридические лица

пункт 20 части 1 статьи 14

1.5

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)»

Юридические лица, индивидуальные предприниматели

в полном объеме

1.6

Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2021 г. № 2019 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Юридические лица, индивидуальные предприниматели

в полном объеме

1.7.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Юридические лица, индивидуальные предприниматели

ст.ст. 7.1., 7.34, 8.6, 8.7., 8.8., 8.12  

                 Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации

Указать региональные нормативно-правовые акты

Юридические лица, индивидуальные предприниматели

Указать данные

Кодекс субъекта РФ об административных правонарушениях

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица

Необходимо указать соответствующие статьи

           

4. Утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования.

Подгружается постановление администрации муниципального образования «Об утверждении формы проверочных листов» (при наличии).

5. Руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по государственному контролю (надзору).

С учетом того, что утверждение руководства по соблюдению обязательных требований от контрольных органов, осуществляющих муниципальный контроль, не требуется, на сайте администрации достаточно указать приведенную информацию об отсутствии полномочий по их утверждению.

6. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска.

Перечень индикаторов риска, как правило, приведен в приложении № 3 Положения о муниципальном контроле.

ПРИМЕР:

«Перечень индикаторов риска

нарушения обязательных требований, проверяемых в рамках осуществления

1. Превышение на 20 и более процентов количества обращений (информации) за квартал в сравнении с предшествующим аналогичным периодом, поступивших в адрес контрольного органа от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, из средств массовой информации, о наличии признаков несоблюдения обязательных требований к использованию и охране земель в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.

2. Поступление в контрольный орган в течение 60 дней двух и более обращений (информации) от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, из средств массовой информации о наличии признаков несоблюдения контролируемым лицом обязательных требований земельного законодательства к использованию и охране земель в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, в случае если в течение года до поступления первого из указанных обращений (информации) контролируемому лицу объявлялось предостережение о недопустимости нарушения аналогичных обязательных требований.

3. Поступление в контрольный орган обращений (информации)

от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,

из средств массовой информации о невозможности использования

в соответствии с видом разрешенного использования земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и использовавшихся без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, при наличии сведений

о завершении на таких землях и (или) земельном участке в течение шести предшествующих месяцев:

- проведения инженерных изысканий;

- капитального или текущего ремонта линейного объекта;

- строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

- осуществления геологического изучения недр;

- возведения некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);

- работ в целях обеспечения судоходства для возведения на береговой полосе в пределах внутренних водных путей некапитальных строений, сооружений.

4. Отклонение местоположения характерной точки границы земельного участка относительно местоположения границы земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину, превышающую значения точности (средней квадратической погрешности) определения координат характерных точек границ земельных участков, установленное Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места».

5. Поступление в контрольный орган в течение 60 дней двух или более обращений (информации) от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, из средств массовой информации о наличии на земельном участке специализированной техники, используемой для снятия и (или) перемещения плодородного слоя почвы.

6. Поступление в контрольный орган в течение 60 дней двух

 или более обращений (информации) от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, из средств массовой информации

о наличии признаков негативных процессов на земельном участке, влияющих на состояние земель сельскохозяйственного назначения

и уровень плодородия почвы (водная и ветровая эрозия, сели, подтопление, заболачивание, засоление, иссушение, уплотнение, загрязнение химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнение отходами производства и потребления).

7. Поступление в Контрольный орган (информации) от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, из средств массовой информации о выявлении не менее чем 25% зарастания площади земельного участка сорными растениями (в период отсутствия снежного покрова), и (или) деревьями, и (или) кустарниками (не относящимися

к многолетним насаждениям (в том числе садам, виноградникам), агролесомелиоративным насаждениям, агрофитомелиоративным насаждениям).

8. Поступление в контрольный орган в течение 60 дней двух или более обращений (информации) от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, из средств массовой информации о наличии на земельном участке признаков, свидетельствующих о повреждении или уничтожении мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения (утечка воды из канала или отсутствие подачи воды в канале  (его части), который входит в мелиоративную систему или является отдельно расположенным гидротехническим сооружением; заболачивание земельного участка, на котором расположены мелиоративная система или отдельно расположенное гидротехническое сооружение), а также агролесомелиоративных насаждений (спиливание, складирование или сжигание древесно-кустарниковой растительности, составляющей защитные лесополосы).

9. Наличие сведений о смене собственников в отношении одного земельного участка более одного раза в течение одного календарного года (по информации, содержащейся в государственном реестре земель сельскохозяйственного назначения).

Порядок отнесения объектов контроля к категориям риска обычно содержится в приложении № 2 к Положению о муниципальном контроле.

ПРИМЕР:

«Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска в рамках осуществления муниципального контроля

1. К категории среднего риска относятся:

а) земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие
к ним земельные участки;

б) земельные участки, предназначенные для гаражного
и (или) жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные земельные участки).

2. К категории умеренного риска относятся земельные участки
со следующими видами разрешенного использования:

а) сельскохозяйственное использование (код 1.0);

б) объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2);

в) рынки (код 4.3);

г) магазины (код 4.4);

д) общественное питание (код 4.6);

е) гостиничное обслуживание (код 4.7);

ж) объекты дорожного сервиса (код 4.9.1);

з) тяжелая промышленность (код 6.2);

и) легкая промышленность (код 6.3);

к) фармацевтическая промышленность (код 6.3.1);

л) пищевая промышленность (код 6.4);

м) нефтехимическая промышленность (код 6.5);

н) строительная промышленность (код 6.6);

о) энергетика (код 6.7);

п) склады (код 6.9);

р) целлюлозно-бумажная промышленность (код 6.11);

с) автомобильный транспорт (код 7.2);

т) ведение садоводства (код 13.2);

у) ведение огородничества (код 13.1);

ф) граничащие с земельными участками с видами разрешенного использования:

сельскохозяйственное использование (код 1.0);

питомники (код 1.17);

природно-познавательный туризм (код 5.2);

деятельность по особой охране и изучению природы (код 9.0);

охрана природных территорий (код 9.1);

курортная деятельность (код 9.2);

санаторная деятельность (код 9.2.1);

резервные леса (код 10.4);

общее пользование водными объектами (код 11.1);

гидротехнические сооружения (код 11.3);

ведение огородничества (код 13.1);

ведение садоводства (код 13.2).

3.   К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.

7. Перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.

Объектами муниципального земельного контроля являются:

- деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере землепользования, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

- результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;

- объекты земельных отношений, расположенные в границах муниципального образования.

Каждая администрация муниципального образования самостоятельно определяет объекты контроля на территории поселения исходя из приведенного перечня. Например, перечисляем ИП, юрлиц, определенные объекты.

8. Программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий).

На сайте размещаются постановления администрации муниципального образования «Об утверждении Программы профилактики…» и все внесенные в нее изменения.

С учетом того, что плановые мероприятия в рамках осуществления муниципального контроля не проводятся, план их проведения не составляется.  

9. Исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица.

Данный перечень утверждается контрольным органом самостоятельно – то есть это информация от администрации.

ПРИМЕР:

«Исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица в рамках осуществления муниципального земельного контроля:

1. Документ, удостоверяющий личность лица, в отношении которого проводится проверка.

2. Доверенность для уполномоченного представителя на представление интересов при проведении мероприятий муниципального земельного контроля с перечислением полномочий.

3. Правоустанавливающие документы на земельный участок.

4. Документы, подтверждающие проведение мероприятий по охране земель (по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями).

5. Документы, подтверждающие внесение всех необходимых платежей за пользование земельным участком.

6. Документы, подтверждающие право на земельный участок, выданные до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

7. Документы, подтверждающие выполнение ранее выданного предписания.

8. Орган муниципального земельного контроля при организации и осуществлении муниципального земельного контроля получает на безвозмездной основе документы и(или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и(или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. Перечень указанных документов и(или) сведений, порядок и сроки их представления установлены утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 724-р перечнем документов и(или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и(или) информация, а также Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и(или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и(или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2021 г. № 338 «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.»

10. Сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований.

Данные сведения содержатся в подразделе «Консультирование» Раздела «Профилактические мероприятия» Положения по муниципальному контролю.

ПРИМЕР:

«Консультирование заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере муниципального земельного контроля на территории муниципального образования (далее – Консультация) осуществляется должностными лицами, уполномоченными на осуществление муниципального контроля.

Консультацию заинтересованные лица могут получить:

1) на личном приеме по адресу: (указать адрес);

2) в устной форме по телефону: (указать телефон);

3) путем направления письменного обращения по адресу: (указать адрес), которое подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в том числе в электронной форме на адрес: (указать адрес).

Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля:

1) порядка проведения контрольных мероприятий;

2) периодичности проведения контрольных мероприятий;

3) порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий;

4) порядка обжалования решений Контрольного органа.

Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется:

1) в виде устных разъяснений по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия;

2) посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям (более 10 однотипных обращений) контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом Контрольного органа.

Индивидуальное консультирование на личном приеме каждого заявителя инспекторами не может превышать 10 минут.

Время разговора по телефону не должно превышать 10 минут.

Контрольный орган не предоставляет контролируемым лицам и их представителям в письменной форме информацию по вопросам устного консультирования.

Письменное консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по следующим вопросам:

1) профилактика рисков нарушения обязательных требований;

2) соблюдение обязательных требований;

3) порядок обжалования решений или действия Контрольного органа.

Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Контрольный орган осуществляет учет проведенных консультирований.»

11. Сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц.

Как правило, такой вид профилактического мероприятия у администраций отсутствует, но в каждом случае необходимо удостовериться в этом, посмотрев раздел «Профилактические мероприятия» Положения по муниципальному контролю.

Если такого профилактического мероприятия нет, то необходимо указать:

«В соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ меры стимулирования добросовестности не являются обязательными при проведении профилактических мероприятий. В соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования, утвержденным Решением представительного органа муниципального образования от 00.00.0000 г. № 00 контрольный орган в рамках осуществления муниципального контроля проводит следующие виды профилактических мероприятий:

- информирование;

- обобщение правоприменительной практики;

- объявление предостережения;

- консультирование;

- профилактический визит.

Профилактическое мероприятие «меры стимулирования добросовестности» Положением не предусмотрено.»

12. Сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

Необходимо подгрузить информацию из Раздела «Досудебный Порядок обжалования» Положения по муниципальному контролю.

13. Доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа.

Подгружается доклад администрации, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики (при наличии). Доклады готовятся ежегодно.

14. Доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Подгружается доклад администрации о муниципальном контроле (при наличии). Доклады готовятся ежегодно.

15. Информация о способах и процедуре самообследования (при ее наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информация о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами.

Как правило, такой вид профилактического мероприятия у администраций отсутствует, но в каждом случае необходимо удостовериться в этом, посмотрев раздел «Профилактические мероприятия» Положения по муниципальному контролю.

Если такого профилактического мероприятия нет, то необходимо указать:

«В соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ самообследование не является обязательным при проведении профилактических мероприятий. В соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования, утвержденным Решением представительного органа муниципального образования от 00.00.0000 г. № 00, контрольный орган в рамках осуществления муниципального контроля проводит следующие виды профилактических мероприятий:

- информирование;

- обобщение правоприменительной практики;

- объявление предостережения;

- консультирование;

- профилактический визит.

Профилактическое мероприятие «самообследование» Положением не предусмотрено.»

16. Иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и(или) программами профилактики рисков причинения вреда.

Этот пункт заполнять не обязательно.