КС РФ проверил на соответствие Конституции РФ положений ст. 443 ГПК РФ (поворот исполнения решения суда) применительно к трудовым спорам.

Так, положения трудового законодательства, в частности ст. 397 ТК РФ, предусматривают, что обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах.

Положения абз. 2 ч. 3 ст. 445 ГПК РФ также предусматривают, что в случае отмены в кассационном или надзорном порядке решений суда по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, поворот исполнения решения допускается, если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.

В данной связи абз. 2 ч. 3 ст. 445 ГПК РФ не предусматривает гарантий работникам для случаев, когда судебный акт по делу о взыскании денежных сумм отменяется в порядке пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам и не связан с сообщением работником ложных сведений и представлением подложных документов.

Постановлением КС РФ от 10.03.2022 № 10-П абз. 2 ч. 3 ст. 445 ГПК РФ признан не соответствующим Конституции РФ в части, не устанавливающей запрет на поворот исполнения вступившего в законную силу решения суда, принятого по делу о взыскании работником денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в случае его пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам при условии, что отмененное решение суда не было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах.

КС РФ указал, что данный пробел должен быть устранен на уровне федерального законодательства, так как противоречит конституционным гарантиям на получение вознаграждения за труд.