Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 308-ЭС17-14831

Суд оставил в силе постановление апелляционной инстанции об удовлетворении иска о признании недействительной сделки по перечислению денежных средств, поскольку оспариваемая сделка совершена в пределах шести месяцев до возбуждения дела о банкротстве должника и в отношении заинтересованного лица, которое должно было знать о финансовых затруднениях должника.

В рамках дела о банкротстве оспаривался совершенный должником платеж. В связи со смертью ответчика (получателя средств) он в порядке процессуального правопреемства был заменен на наследника. Суд решил, что наследник несет риск признания этой сделки недействительной несмотря на то, что наследство открыто до признания ее таковой судом.

К долгам наследодателя можно отнести в т.ч. еще не возникшее реституционное требование к нему по сделке, которая имеет пороки оспоримости, но еще не признана таковой судом на момент открытия наследства (потенциально оспоримой сделке).

Соответственно, риск признания такой сделки недействительной и предъявления реституционного требования в пределах стоимости наследства также возлагается на наследника.

Кроме того, законодательство о несостоятельности прямо предусматривает, что сделки должника могут оспариваться в отношении наследников лица, в интересах которого совершена сделка.