На рассмотрение ВС РФ поступило дело, в рамках которого арбитражные суды трех инстанций отказали заказчику в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по госконтракту с исполнителя, со ссылкой на то, что исполнитель за данные нарушения уже был привлечен к административной ответственности.

Между заказчиком (федеральное казенное учреждение) и исполнителем был заключен контракт о выполнении работ для федеральных государственных нужд, в соответствии с которым заказчик мог:

- осуществлять строительный контроль;

- выдавать исполнителю предписания об устранении выявленных нарушений.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств контрактом предусматривалась ответственность исполнителя в виде штрафа за каждый факт нарушения в размере, определенном в соответствии с утвержденными Правительством РФ правилами.

Заказчик обратился в суд, так как исполнитель не уплатил штраф добровольно, несмотря на выявленные при проверке нарушения и ненадлежащее исполнение предписаний об их устранении. Суд в удовлетворении исковых требований отказал, так как, помимо строительного контроля со стороны заказчика, деятельность исполнителя по выполнению предусмотренных контрактом работ проверялась в рамках государственного строительного надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (подразделением Минобороны России). За нарушения, послужившие основанием для начисления заказчиком штрафа по контракту, исполнителю был назначен административный штраф по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ надзорным органом, соответственно суд посчитал, что взыскание с исполнителя предусмотренного контрактом штрафа фактически привело бы к двойной ответственности за одни и те же нарушения (несоблюдение предъявляемых к производству работ обязательных требований публично-правового характера).

Верховный суд РФ признал эту позицию ошибочной (Определение Верховного суда РФ от 12 августа 2022 г. № 305-ЭС22-3373). Обоснованием такой позиции послужило следующее. В рамках гражданско-правовых отношений по контракту заказчик имеет свой законный интерес в получении результата работ надлежащего качества, соответствующего проектной и технической документации. Отсюда следует, что взыскание неустойки не может быть поставлено в зависимость от того факта, что уполномоченными органами, не являющимися стороной контракта, при реализации властных полномочий к должнику применены иные меры ответственности, преследующие публичную цель предупреждения совершения новых правонарушений.