При рассмотрении исковых требований продавца к покупателю о возмещении последним штрафа и убытков, возникших в результате нарушения условий договора поставки, ВС РФ отметил, что должник не может быть освобожден от ответственности в форме возмещения убытков, если убытки вызваны его умышленными действиями, даже если договор содержит условие об исключительном характере неустойки. Исключительный характер неустойки предполагает, что при нарушении обязательства допускается взыскание только неустойки. Убытки в таком случае не взыскиваются.

В Определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 31 марта 2022 г. № 305-ЭС21-24306 ВС РФ указал, что в соответствии с п. 4 ст. 401 ГК РФ не могут заключаться соглашения, которыми заранее устраняется или ограничивается ответственность за умышленное нарушение обязательства.

Обязанность по доказыванию отсутствия умысла возлагается на лицо, нарушившее обязательство. Доказательствами отсутствия умысла выступают сведения о том, что должник проявил хотя бы минимальную степень заботливости и осмотрительности при исполнении договора.

При этом ВС РФ обратил внимание на то обстоятельство, что возмещение убытков направлено на восстановление имущественной сферы потерпевшего в том виде, который она имела до правонарушения. Возмещение убытков должно быть полным, и при этом не допускается обогащение потерпевшего за счет причинителя вреда.