Работник обратился в суд с требованием выплатить ему компенсацию за работу в ночное время, поскольку оплата работы в ночное время производилась по дневному тарифу. Работодатель заявил об отсутствии оснований для осуществления истцу дополнительных выплат, поскольку установленная истцу тарифная ставка включала в себя доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (в том числе в ночное время).

Суд первой инстанции посчитал доводы работодателя убедительными, апелляционная инстанция с таким подходом не согласилась и заключила, что правила внутреннего трудового распорядка в этой части не подлежат применению как ограничивающие права и снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.06.2018 № 33-9738/2018).

Доплата за работу в ночное время должна рассчитываться из тарифной ставки (оклада), которая установлена по занимаемой работником должности. При этом по смыслу ст. 154 ТК РФ в повышенном размере оплачивается не возможность привлечения к работе в ночное время, а непосредственно каждый фактически отработанный час. Следовательно, работодатель должен установить конкретный размер оплаты за час работы в ночное время, который умножается на количество отработанных часов. Возможность оплаты работы в ночное время другими способами трудовым законодательством не предусмотрена. Это противоречит ст. 129 ТК РФ, согласно которой под тарифной ставкой понимается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а доплата за работу в ночное время относится к компенсационным выплатам и не может входить в тарифную ставку.