Субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания имеют строгое целевое назначение: они предназначены для финансового обеспечения выполнения задания (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Для определения целевого характера расходов средств субсидии на выполнение задания, как правило, применяются два основных критерия:

1. Направленность расходов на выполнение государственного (муниципального) задания (см., например, решения Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07.05.2015 № 12-562/2015, от 25.05.2016 № 7-653/2016).

2. Соблюдение иных условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных:

- порядком предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ;

- соглашением о предоставлении субсидии (см., например, решение Волгоградского областного суда от 17.04.2015 № 07-450/2015).

В то же время Минфин России разъяснял, что в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного учреждения на иные выплаты. При этом указанное перераспределение средств не должно влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в государственном задании (см. письмо Минфина России от 12.07.2012 № 02-13-06/2703).

Таким образом, выполнение государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующей субсидии является приоритетным. Только в том случае, если целевые показатели государственного (муниципального) задания достигнуты и образовалась экономия субсидии, оставшиеся средства могут быть перераспределены на иные выплаты (например, на премирование).

Кроме того, выплата премии из средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания однозначно является правомерной, если расходы на премирование учтены в документах, на основании которых определяется размер субсидии (ПФХД, порядок предоставления субсидии, соглашение о предоставлении субсидии).

Дополнительно отметим, что премирование входит в систему оплаты труда учреждения (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 144 ТК РФ).

Следовательно, премия, на выплату которой выделяются средства субсидии, должна быть предусмотрена Положением об оплате труда учреждения. Направление средств субсидии, предназначенной для финансирования государственного (муниципального) задания, на выплату премии, которая не предусмотрена Положением об оплате труда, является нецелевым использованием бюджетных средств (см. постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу № А05-6190/2020 – Определением Верховного суда РФ от 25.08.2021 № 307-ЭС21-13840 оставлено без изменения).