Плательщиками налога на прибыль признаются, в частности, организации (п. 1 ст. 246 НК РФ). При этом для целей НК РФ под организациями понимаются в том числе и юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).
В силу ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
При этом анализ положений различных актов, определяющих статус органов местного самоуправления, показывает, что такие органы и их территориальные подразделения могут иметь статус юридических лиц (письмо Минфина России от 29.07.2019 № 07-01-10/56504).
Таким образом, органы местного самоуправления, включенные в Единый государственный реестр юридических лиц, являются плательщиками налога на прибыль организаций (см. также письмо Минфина России от 14.09.2011 № 03-03-05/91).
Любые доходы, отражаемые в бюджетном учете органов местного самоуправления, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты (см., в частности, ст. 41 БК РФ). В то же время согласно налоговому законодательству данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве основания для освобождения налогоплательщиков (в том числе и органов местного самоуправления) от уплаты налога на прибыль.
В то же время практически все доходы, отражаемые в бюджетном учете органов местного самоуправления в качестве администраторов доходов бюджетов, не учитываются при налогообложении прибыли. Дело в том, что такие доходы подразделяются на поступления, получаемые органом местного самоуправления:
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления (см. письма Минфина России от 27.08.2019 № 03-03-07/65508, от 08.04.2016 № 03-05-05-03/20102);
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях как казенное учреждение.
В первом случае нет оснований для учета доходов при налогообложении прибыли – исходя из положений ст. 11, 246 НК РФ публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль (см. письмо Минфина России от 02.12.2016 № 03-03-05/71652). А вот во втором случае доходы могут не учитываться при налогообложении прибыли на основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Обоснованность сформулированной выше правовой позиции подтверждается как специалистами финансового ведомства (см. письма Минфина России от 27.08.2015 № 03-03-05/49365, от 28.04.2015 № 03-03-05/24417, от 02.08.2012 № 02-03-09/3040, от 15.05.2008 № 03-05-05-01/33, от 08.08.2007 № 03-03-06/2/150), так и судебными органами (п. 6 Обзора, доведенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98; постановления ФАС Уральского округа от 30.04.2014 № Ф09-1870/14, от 17.11.2008 № Ф09-8369/08-С3, от 06.09.2007 № Ф09-7268/07-С3, ФАС Поволжского округа от 14.09.2010 по делу № А55-32330/2009, ФАС Дальневосточного округа от 27.03.2008 № Ф03-А37/08-2/696).
Это же правило действует, если осуществляется реализация высвобождаемого имущества, решение о высвобождении которого принято в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Так как в этом случае фактически реализуется имущество казны, то доход, полученный от реализации данного имущества, не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поскольку публично-правовые образования не являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций (письмо Минфина России от 08.09.2017 № 03-03-05/57825).
Также не учитываются при налогообложении прибыли доходы от реализации подарков, полученных муниципальными служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей. Дело в том, что на основании положения п. 2 ст. 575 ГК РФ указанные подарки, стоимостью свыше трех тысяч рублей, признаются собственностью соответствующего публично-правового образования и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность. Поэтому, когда орган местного самоуправления реализует подарки в качестве имущества казны, денежные средства зачисляются в бюджет и получателем доходов является соответствующее публично-правовое образование (письмо Минфина России от 29.03.2018 № 03-03-05/19846).
Кроме того, согласно п. 11 ст. 161 БК РФ на органы власти (местного самоуправления) распространяются особенности правового положения казенных учреждений, установленные ст. 161 БК РФ, с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов.
Отметим, что в некоторых своих письмах Минфин России распространяет возможность применения нормы пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ на органы исполнительной власти (см., например, письмо Минфина России от 28.04.2015 № 03-03-05/24417). В соответствии с положениями пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при налогообложении прибыли доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности и подлежащих перечислению в бюджет.
На основании п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций по упрощенной форме по истечении налогового периода (см. дополнительно письма Минфина России от 19.08.2015 № 03-03-06/4/47832, ФНС России от 15.09.2015 № ГД-4-3/16258@). Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом).
Декларация по упрощенной форме представляется в составе Титульного листа (Листа 01) с кодом «229» по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)», Листа 02, а также Приложения № 1 к налоговой декларации при наличии подлежащих отражению в них доходов и расходов и Листа 07 при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ.
Если у казенного учреждения возникает обязанность по уплате налога на прибыль, то налоговая декларация будет включать:
- Титульный лист (Лист 01);
- подраздел 1.1 раздела 1;
- Лист 02;
- Приложения 1 и 2 к Листу 02.
Лист 07 входит в состав декларации согласно п. 14 ст. 250 НК РФ. Отчет составляют налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ. Лист 07 заполняется только при составлении декларации, представляемой по итогам календарного года (п. 1.1 Порядка).