Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является преступлением, ответственность за которое установлена ст. 319 УК РФ.

Как разъясняет Пленум Верховного суда РФ, преступление, предусмотренное ст. 319 УК РФ, состоит в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные и(или) профессиональные (служебные) качества, совершенном при исполнении или в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей и выраженном в неприличной или в иной форме, унижающей честь и достоинство потерпевшего. Такое оскорбление может быть совершено посредством публичного высказывания в адрес потерпевшего ругательств либо размещения унижающих потерпевшего сведений в средствах массовой информации или в сети «Интернет» без ограничения доступа к соответствующим сведениям других лиц, а равно иных публичных действий, унижающих честь и достоинство потерпевшего (например, срывание форменного головного убора или погон), при условии, что они не причинили физическую боль либо вред его здоровью (п. 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 01.06.2023 № 14 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации»).

Публичный характер оскорбления является обязательным условием для привлечения к ответственности по ст. 319 УК РФ. Вопрос о публичности оскорбительных действий должен разрешаться с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (например, высказывание или иное выражение оскорбления в присутствии потерпевшего и(или) других людей, в том числе в общественных местах, в ходе проведения массовых мероприятий, размещение оскорбительных сведений в средствах массовой информации, в сети «Интернет» на сайтах, форумах или в блогах, открытых для широкого круга лиц, массовая рассылка электронных сообщений) (п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ от 01.06.2023 № 14).

Вопрос о связи оскорбления с исполнением должностных обязанностей представителя власти также должен решаться в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела. Перерыв на обед не входит в рабочее время (ч. 1 ст. 91, ст. 107 ТК РФ), равно как и время после окончания рабочего дня. Однако и в эти временные промежутки оскорбления могут быть связаны с исполнением должностных обязанностей представителя власти.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 319 УК РФ, проводится дознание (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), которое входит в компетенцию органов внутренних дел Российской Федерации (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Таким образом, Вам нужно обратиться с заявлением в территориальный орган внутренних дел.

Если состав преступления отсутствует (например, нет признака публичности либо связь оскорблений с исполнением должностных обязанностей не подтвердилась), Вы можете обратиться в прокуратуру (ст. 28.4 КоАП РФ) с заявлением о привлечении к административной ответственности по ст. 5.61 КоАП РФ.

По ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ можно привлечь к ответственности за любое оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме. Признаков публичности либо наличия связи с исполнением должностных обязанностей не требуется.