Согласно ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) в целях обеспечения временной занятости населения органы службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ.
Порядок организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан определены Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 (далее - Положение).
Отношения между органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ, условия которых, в частности, должны определять количество создаваемых рабочих мест для граждан, направленных выполнять общественные работы (п. 10 Положения).
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.
Основанием для приема таких граждан на работу является направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину органом службы занятости. При этом с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, который может быть расторгнут ими досрочно при устройстве на постоянную или временную работу (ст. 59 ТК РФ, п. 2 ст. 24 Закона о занятости, п. 12 и п. 13 Положения).
В организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, вправе участвовать органы местного самоуправления (ст. 7.2 Закона о занятости).
В рассматриваемой ситуации орган местного самоуправления не только участвует в организации и финансировании проведения общественных работ, но и является организацией, в которую направляются граждане для их выполнения. Поэтому орган местного самоуправления должен создать для таких работников рабочие места, количество которых установлено договором о совместной деятельности, и заключить с ними срочные трудовые договоры.
По вопросу о необходимости включать в штатное расписание должности работников, трудящихся по срочным трудовым договорам, отметим следующее.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется, в том числе, и законодательство РФ о труде (п. 4 ст. 24 Закона о занятости).
Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», действие которого распространяется на все организации независимо от формы собственности, утверждена унифицированная форма № Т-3 - штатное расписание.
В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденными этим же постановлением, штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением) и содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.
По мнению представителя Роструда И.И. Шкловца, «внештатными работниками» могут назваться только лица, которые заключили с организацией гражданско-правовые договоры (подряда, возмездного оказания услуг и т.п.), а «лица, работающие на условиях трудового договора, должны включаться в штатное расписание организации (независимо от того, какой вид трудового договора с ними заключен - срочный или на неопределенный срок)».
Между тем трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора, - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 и ст. 16 ТК РФ).
Статьей 57 ТК РФ установлено, что в трудовом договоре в качестве обязательного условия должна быть указана трудовая функция работника, т.е. работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы.
Исходя из этих норм обязательным условием трудового договора является либо должность (специальность, профессия), указанная в соответствии со штатным расписанием организации, либо конкретный вид поручаемой работнику работы.
Следовательно, заключить с работником трудовой договор возможно как в случае когда работник принимается на работу по должности (специальности, профессии), которая предусмотрена штатным расписанием организации, так и в случае поручения ему конкретного вида работы, который в штатном расписанием не указан.
Поэтому в штатное расписание организации необходимо включить должность (профессию, специальность), на которую принимается работник для выполнения общественных работ, только в том случае, если в трудовом договоре с этим работником указана должность (профессия или специальность), которую штатное расписание не содержит, а не конкретный вид поручаемой ему работы.
Возможность помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием учреждения, привлекать на условиях срочного трудового договора других работников, должности (профессии, специальности) которых не включены в штатное расписание, предусмотрена и некоторыми нормативными правовыми актами.
Так, например, пунктом 10 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, допускается привлечение помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием учреждения, других работников на условиях срочного трудового договора для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг.
Учитывая, что закон не содержит прямых указаний по этому вопросу, а официальные разъяснения и рекомендации соответствующих государственных органов так же, как и соответствующая судебная практика, отсутствуют, рекомендуем Вашей организации обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по труду и занятости, которой предоставлено право давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере труда (п. 6.2 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324).
В то же время в соответствии с п. 16 Положения оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Иными словами, независимо от факта, что работники, направленные органами службы занятости населения на общественные работы, были приняты на работу не на должности (профессии, специальности), предусмотренные штатным расписанием, оплата труда этих работников должна производиться.
Дело в том, что, заключая с работником трудовой договор, работодатель обязуется не только предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, но и своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату (ст. 56 ТК РФ).
В соответствии с частью второй ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
При этом заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ст. 136 ТК РФ).
Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы (п. 5 ст. 24 Закона о занятости, п. 21 Положения).
Отсутствие финансирования не освобождает работодателя от обязанности своевременно выплачивать работникам заработную плату.
Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие нарушение сроков выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (часть первая ст. 142 ТК РФ).
За нарушение сроков выплаты заработной платы ст. 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя.
Помимо материальной ответственности нарушение сроков выплаты заработной платы может повлечь для работодателя и его должностных лиц привлечение к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.
Однако, если материальная ответственность работодателя наступает независимо от наличия вины работодателя, то при решении вопроса о привлечении к административной ответственности необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ст. 136 ТК РФ и он предпринял все зависящие от него меры по своевременной выплате заработной платы, то вполне вероятно, что при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении оно будет признано незаконным и отменено (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 27.03.2008 № А55-15108/07-5; решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.02.2007 № А54-5820/2006C8).