В соответствии с абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет производится на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и(или) супруга (супруги) родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя.
При этом в пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ не предусмотрено ограничений для предоставления стандартного налогового вычета на студента очной формы обучения в случае, если студент работает по трудовому договору.
Уменьшение налоговой базы на рассматриваемый вычет производится до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста 18 или 24 лет. При этом стандартный вычет на детей-учащихся от 18 до 24 лет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и(или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения (абз. 18 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, письмо Минфина России от 22.10.2014 № 03-04-05/53291).
Кроме того, для получения стандартного вычета на ребенка-студента до 24 лет не имеет значения, учится он на платной и(или) бесплатной основе (письмо Минфина России от 02.10.2015 № 03-04-05/56445).
Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации у работника было изначально основание для предоставления вычета. Однако в последующем ребенок прекратил обучение, а вычет предоставлялся автоматически.
В том случае, если вычет продолжает предоставляться за время, в котором обучение ребенка в возрасте до 24 лет в образовательном учреждении прекратилось, имеет место занижение налоговой базы по НДФЛ.
В соответствии с абзацем третьим п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), – не позднее 01 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 6 ст. 81 НК РФ при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ (см. также письма ФНС России от 25.01.2017 № БС-4-11/1250@, от 15.12.2016 № БС-4-11/24065@, от 23.11.2016 № БС-4-11/22246@). При этом уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога (абзац второй п. 6 ст. 81 НК РФ). Кроме этого, следует учитывать положения п.п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ о порядке освобождения от ответственности при представлении уточненных расчетов.
Таким образом, в общем случае у организации при выявлении факта занижения налоговой базы возникает обязанность подачи в налоговый орган уточненного расчета.
С 01 января 2016 года утратила силу норма п. 2 ст. 231 НК РФ, которая позволяла налоговым агентам взыскивать до полного погашения суммы налога, не удержанные ими с физических лиц или удержанные не полностью. В настоящее время налоговый агент может взыскать с налогоплательщика лишь ту сумму налога, которая была удержана не в полной мере (или не удержана совсем) в текущем налоговом периоде. Следует учитывать, что общая сумма удержания не должна превышать 50 % от суммы выплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Налоговый агент должен сообщить в инспекцию и налогоплательщику о невозможности удержать налог за предыдущие отчетные периоды, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога вследствие ошибочного предоставления вычета (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Отметим, что с 01 января 2016 года налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в описанном порядке, уплачивают налог на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога (п. 6 ст. 228 НК РФ).
Кроме этого, возникает необходимость подачи корректирующей справки 2-НДФЛ за предыдущие отчетные периоды по налогоплательщику, которому ошибочно предоставлен вычет (поскольку исполнение обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 226 НК РФ, не освобождает от обязанности представить справку на основании п. 2 ст. 230 НК РФ).
Также налоговому агенту нужно уплатить пени за несвоевременное перечисление НДФЛ (ст. 75 НК РФ). Пени рассчитываются с момента, когда работодатель должен был удержать и уплатить НДФЛ в бюджет до фактического срока исполнения этой обязанности (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Кроме того, за несвоевременное перечисление НДФЛ налоговому агенту грозит штраф по ст. 123 НК РФ (письмо Минфина России от 16.02.2015 № 03-02-07/1/6889). За несвоевременное перечисление НДФЛ и пени налоговому агенту будет начислен штраф за текущий налоговый период.