В соответствии с п. 45 Инструкции № 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе внутренние сигнализационные сети, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. При этом к самостоятельным инвентарным объектам может относиться оборудование подобных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации и т. п.

Однако если смонтированная система видеонаблюдения будет отвечать критериям отнесения к основным средствам, установленным Инструкцией № 157н, Стандартом «Основные средства», тогда ее вполне обоснованно можно учитывать в качестве самостоятельного инвентарного объекта.

В этой связи отметим, что порядок применения соответствующих статей (подстатей) КОСГУ при отражении затрат на монтаж системы видеонаблюдения и, соответственно, организация бухгалтерского учета подобного актива прежде всего зависит от технических параметров самой системы, способа ее монтажа (установки), возможности ее самостоятельного использования и т. п.

В свою очередь, принятие решения об отражении в учете объектов в качестве нефинансовых активов относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее – комиссия) (п. 34 Инструкции № 157н). Именно комиссия принимает решение на основании профессионального суждения ее членов, формируемого исходя из анализа документации, содержащей технические характеристики объекта. При принятии решения члены комиссии должны руководствоваться в том числе п. 39, 45 Инструкции № 157н, п. 7, 8, 10 Стандарта «Основные средства». В частности, п. 10 Стандарта «Основные средства» определено, что объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. В этой связи отметим, что в большинстве случаев значительную долю затрат при установке различных систем, в том числе видеонаблюдения, составляют расходы на монтажные работы, включающие в себя прокладку кабелей, различных коробов, подключение, тестирование оборудования и т. п. При этом речь, как правило, идет о системе, рассчитанной на конкретное здание (помещение), что делает затруднительным или невозможным перенос такой системы в другое здание (помещение). Иными словами, в случае необходимости демонтажа системы видеонаблюдения с целью ее перемещения на другой объект, скорее всего, без нанесения особого ущерба зданию и самой системе получится переместить только оконечное оборудование. Данный факт комиссии следует принимать во внимание при выборе способа учета системы: в составе здания или в качестве самостоятельного объекта. Отметим, что вариант учета смонтированных в зданиях систем в качестве самостоятельного объекта может стать предметом спора с контролирующими органами в случае недостаточного обоснования такой позиции (см., в частности, постановление Второго ААС от 25.08.2023 № 02АП-4155/23 по делу № А28-10974/2022, постановление Девятого ААС от 02.03.2020 № 09АП-75278/19 (оставлено в силе постановлением АС МО от 17.08.2020 № Ф05-11175/20)).

В соответствии с п. 10.2.8 Порядка № 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе установку (расширение) единых функционирующих систем, в частности системы пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство «тревожной кнопки», относятся на подстатью 228 КОСГУ.

По данной подстатье отражаются те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов (п. 7 Порядка № 209н). Вместе с тем монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства, относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Однако п. 7 Порядка № 209н предусмотрено, что если целями предоставления средств предусматривается (планируется) осуществление как капитальных вложений, так и расходов текущего характера и на капитальные вложения предусматривается 80 процентов и более средств от общего объема предоставляемых средств, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) капитального характера. Если целями предоставления средств предусматривается (планируется) осуществление как капитальных вложений, так и расходов текущего характера, при этом достоверно определить долю средств на капитальные вложения и текущие расходы не представляется возможным, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера. Полагаем, аналогичный подход можно использовать и при квалификации расходов в качестве текущих либо капитальных при осуществлении монтажа системы видеонаблюдения.

Таким образом, учреждению следует проанализировать направление существенной доли расходов в рамках заключенного договора о монтаже системы. В случае, если доля капитальных вложений (например, стоимость оконечного оборудования) превышает 80 процентов, тогда все расходы по указанному договору могут быть отражены в качестве капитальных с отражением по подстатье 228 КОСГУ. В дальнейшем они должны формировать стоимость оконечного оборудования, принятого к учету в качестве объектов основных средств.

В то же время если доля расходов капитального характера менее 80 процентов или определить указанную долю исходя из условий договора не представляется возможным, тогда все расходы могут быть отражены в качестве текущих расходов с использованием подстатьи 226 КОСГУ.

Стоит отметить, что согласно ст. 421 ГК РФ учреждение может заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, изготовления, возмездного оказания услуг, подряда и т. д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами, т. е. смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Характер договора должен подтверждаться порядком документального оформления результатов исполнения обязательств. Так, приемка результатов работ или оказания услуг, как правило, оформляется актом, а поставка материальных ценностей – товарной накладной. Однако использование форм КС-2 и КС-3 не мешает принять к учету в состав основных средств оконечное оборудование, которое будет установлено в результате монтажа системы видеонаблюдения.

В случае если комиссией учреждения будет принято решение об учете системы видеонаблюдения как единого инвентарного объекта, то расходы в рамках единого договора отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Что касается выбора кода вида расходов для отражения данных расходов, отметим следующее. Как правило, монтаж единых функционирующих систем здания отражается по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Оплата договоров о монтаже, обеспечение функционирования и поддержка работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий, прямо поименована в описании данного вида расходов. В то же время монтаж систем может осуществляться в рамках работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий.

Так, если расходы на оплату работ по монтажу системы видеонаблюдения предусмотрены сметой на капитальный ремонт объекта, их следует отразить по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» (см. в т. ч. письмо Минфина России от 29.05.2020 № 02-09-07/47639).

В рассматриваемом случае монтаж системы видеонаблюдения осуществляется не в рамках ремонтных работ, соответственно, данные расходы подлежат отражению по КВР 244.