Дебиторская задолженность – это право учреждения (кредитора) требовать от должника исполнения его обязанности по совершению в пользу учреждения (кредитора) определенного действия, в рассматриваемом случае это право учреждения вернуть ошибочно перечисленные денежные средства. Дебиторская задолженность является не только объектом учета, но и объектом непрерывного контроля, осуществляемого в целях:

- формирования достоверной бюджетной отчетности;

- своевременности исполнения обязательств контрагентами, определения сроков исковой давности и оценки рисков невозврата дебиторской задолженности.

Следует отметить, что с балансового учета дебиторская задолженность может быть списана по одному из двух оснований (п. 48 Стандарта «Концептуальные основы», письмо Минфина России от 17.04.2019 № 02-07-10/27662):

- несоответствие дебиторской задолженности критериям признания «активом», т. е. были предприняты все меры по ее взысканию, которые не дали результата (п. 339 Инструкции № 157н, п.п. 36, 47 Стандарта «Концептуальные основы», письма Минфина России от 25.10.2019 № 02-07-10/82363, от 14.07.2017 № 02-08-10/45171). В этом случае задолженность признается сомнительной (п. 11 Стандарта «Доходы»);

- признание дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию. Порядок признания такой задолженности для казенных учреждений установлен положениями ст. 47.2 БК РФ; состав документов, необходимых для оформления, определен нормами Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 393 (см. письмо Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171).

Согласно п. 339 Инструкции № 157н решение о списании дебиторской задолженности принимает Комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения.

Обратите внимание, что сам факт наличия в учете казенного учреждения в течение нескольких лет непогашенной дебиторской задолженности или определение этой задолженности как просроченной не является основанием для списания задолженности с балансового учета. Кроме того, неверное отражение или несвоевременное отражение сумм дебиторской задолженности в составе просроченной может рассматриваться должностными лицами государственного (муниципального) контроля в качестве искажения отчетности, а значит, послужить поводом для штрафа по ст. 15.11 КоАП РФ (см., в частности, постановление Первомайского райсуда г. Кирова Кировской области от 20.07.2017 по делу № 5-449/2017) или по ст. 15.15.6 КоАП РФ (см., например, постановление Подольского горсуда Московской области от 14.07.2017 по делу № 5-921/2017).

В рассматриваемом случае, по нашему мнению, с момента необоснованной оплаты налогов учреждением его должностными лицами должна была осуществляться постоянная работа по возврату образовавшейся дебиторской задолженности. Результаты такой работы должны подтверждаться, например, перепиской с ИФНС, ежегодной сверкой взаимных расчетов. При необходимости (например, при отказе без аргументации ИФНС в возврате или зачете денежных средств) можно было истребовать образовавшуюся задолженность в судебном порядке.

Если комиссия учреждения, всесторонне изучив имеющиеся в распоряжении учреждения документы, связанные с возникновением и проводимыми мероприятиями по возврату рассматриваемой дебиторской задолженности, признает ее безнадежной или сомнительной, то в этом случае задолженность подлежит списанию с балансового учета.

Инструкция № 162н не содержит корреспонденций для списания дебиторской задолженности по налогу на имущество организаций в бюджетном учете казенного учреждения. Бухгалтерские проводки в части отражения такой хозяйственной ситуации учреждению следует разработать самостоятельно, закрепив в своей учетной политике и согласовав с главным распорядителем бюджетных средств или с финансовым органом публично-правового образования (п. 2 Инструкции № 162н).

Дебиторская задолженность, возникшая в рамках доходных операций, списывается в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (абз. 23 п. 78, абз. 7 п. 82, абз. 15 п. 86, абз. 6 п. 120 Инструкции № 162н), тогда как дебиторская задолженность в рамках расходных операций списывается в дебет счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» (абз. 5 п. 80, абз. 11 п. 84 Инструкции № 162н).

В отличие от бюджетных (автономных) учреждений, операции по начислению и уплате налога на имущество организаций казенными учреждениями отражаются в качестве расходных операций с применением элемента вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и подстатьи 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н). На основании этого считаем, что в данном случае при списании дебиторской задолженности можно применить расходный счет 1401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами».

Согласно Приложению к Инструкции № 162н в 1–17 разрядах счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» указывается код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов (с 4 по 20 разряд кода классификации расходов бюджетов).

Следует заметить, что контрольными соотношениями к показателям бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, представляемой в Федеральное казначейство (https://roskazna.gov.ru/dokumenty/byudzhetnyy-uchet-i-otchetnost), для счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» в 15–17 разрядах допускается указание конкретного кода вида расходов (КВР) или нулей. В то же время п. 3.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 № 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291 уточняет, что использование нулей может быть только в ограниченном числе случаев, в перечень которых рассматриваемая ситуация не входит.

Поэтому считаем допустимым при отражении списания дебиторской задолженности по налогам на чрезвычайные расходы указать в 1–17 разрядах счета 1 401 20 273 те же коды классификации расходов бюджетов, по которым числится списываемая дебиторская задолженность. Такой порядок ранее был изложен в письме Минфина РФ от 28.12.2010 № 02-03-09/5373. Вместе с тем не исключаем и возможности указания нулей в 5–17 разрядах номера счета. Для исключения возможных претензий со стороны контролирующих органов конкретный порядок следует согласовать с главным распорядителем бюджетных средств или с финансовым органом публично-правового образования.

Корреспонденции по списанию дебиторской задолженности в этом случае, по аналогии с указанными в абз. 5 п. 80 и абз. 11 п. 84 Инструкции № 162н, могут быть следующими:

Дебет КРБ 1 401 20 273 Кредит КРБ 1 303 12 731, увеличение забалансового счета 04 – отражено списание сомнительной дебиторской задолженности по налогу на имущество организаций.