Применение КОСГУ регулируется нормами Порядка № 209н, согласно п. 3 которого КОСГУ определяется в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых учреждением, т. е. фактов хозяйственной жизни.
В соответствии с п. 10.2.8 Порядка № 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе установку (расширение) единых функционирующих систем, в частности охранной сигнализации, относятся на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ. Следовательно, по данной подстатье отражаются те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов (п. 7 Порядка № 209н). То есть в части основных средств это расходы, которые будут формировать вложения на счете 106 01 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции № 157н).
Вместе с тем монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения), относятся на подстатью 226 КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
В то же время согласно абз. 5 п. 45 Инструкции № 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе системы тревожной сигнализации, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются.
При этом работы по обустройству таких систем и их расширению, как правило, не являются работами, которые приводят к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования здания (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.). Поэтому рассматривать данные работы в качестве работ, приводящих к увеличению стоимости здания по п. 27 Инструкции № 157н, нельзя. Следовательно, и применение статьи 310 КОСГУ для целей отражения работ, связанных с монтажом, будет не вполне корректным.
Таким образом, если договор не содержит существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании Акта и иных документов будет принимать монтажные работы, в стоимость которых будет включена стоимость отдельных оконечных аппаратов, приборов и т. п., то расходы в полном объеме могут быть отнесены на соответствующую подстатью статьи 220 КОСГУ.
Однако порядок отнесения расходов по договору на монтаж систем в случае, если часть расходов будут формировать капитальные вложения, а часть нет, Порядком № 209н не урегулирован.
Вместе с тем аналогичная ситуация урегулирована в части отражения поступлений текущего и капитального характера неделимым платежом, а также расходования средств в рамках подобных поступлений. Так, например, если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера (п. 7 Порядка № 209н).
Принимая во внимание данный факт, в учреждении может быть принято решение об отражении расходов на монтаж системы тревожной сигнализации по подстатье 226 КОСГУ в полном объеме. Иными словами, если условиями договора на монтаж системы предусмотрено направление средств на выполнение работ как капитального, так и некапитального характера, то указанные расходы могут быть признаны расходами текущего характера по аналогии с требованиями, предусмотренными п. 7 Порядка № 209н. Учитывая неурегулированность данного вопроса, конкретный порядок отражения расходов в подобных ситуациях следует закрепить в рамках формирования учетной политики.
В соответствии с положениями Инструкции № 157н решение вопросов о принятии к учету в составе того или иного вида нефинансовых активов находится в компетенции постоянно действующей в учреждении комиссии по поступлению и выбытию активов (далее – Комиссия). При принятии данного решения Комиссия руководствуется п. 7, 8, 9, 10 СГС «Основные средства» и п. 38, 39, 45 Инструкции № 157н, а также с учетом конкретных характеристик объектов нефинансовых активов. Соответствующее решение уполномоченных должностных лиц, входящих в состав Комиссии, должно быть основано на их профессиональном (субъективном) суждении. При этом необходимо учитывать, что к самостоятельным инвентарным объектам смонтированной в здании системы тревожной сигнализации может относиться только оборудование, удовлетворяющее критериям отнесения к основным средствам, например, оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования и т. п. (абз. 5 п. 45 Инструкции № 157н).
С учетом изложенной позиции факт хозяйственной жизни, связанный с монтажом системы тревожной сигнализации, может быть отражен частично на счете 0 401 20 000 (0 109 00 000) – в отношении работ по монтажу и частично на счете 0 106 01 000 – в отношении оконечного оборудования данной системы, удовлетворяющего критериям отнесения к основным средствам.