В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком. До 01 июля 2018 года указанной нормой была предусмотрена лишь обязанность включения в контракт условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В контексте п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (как в редакции, действовавшей до 01 июля 2018 года, так и в нынешней редакции) под налоговыми платежами, связанными с оплатой контракта, заключаемого с физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, на наш взгляд, понимается исключительно налог на доходы физических лиц (НДФЛ), поскольку при выплате вознаграждения физическому лицу заказчик исполняет обязанности налогового агента по этому налогу (ст. 226 НК РФ, письмо Минэкономразвития России от 08.10.2014 № Д28и-1965). Плательщиком же НДФЛ является само физическое лицо (ст. 207 НК РФ). Следовательно, цена контракта с физическим лицом определяется с учетом НДФЛ, при этом в контракт необходимо включить условие о том, что при исполнении контракта сумма, подлежащая уплате исполнителю, уменьшается на сумму НДФЛ (см. также письма Минфина России от 25.04.2011 № 03-04-05/3-292, от 29.08.2014 № 02-02-09/43300).

Изложенное согласуется с требованиями п. 9 ст. 226 НК РФ, согласно которому уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Учитывая буквальный смысл положений п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, на наш взгляд, требования данного пункта состоят в исключении из общего правила (в соответствии с которым предусмотренная контрактом цена подлежит уплате заказчиком непосредственно контрагенту в полном размере, предусмотренном контрактом) тех случаев, когда с учетом требований законодательства (в том числе налогового) заказчик обязан удерживать и уплачивать в бюджеты бюджетной системы РФ налоги, сборы и иные обязательные платежи вместо контрагента, например, выступая в роли налогового агента (ст.ст. 226, 161, 309 НК РФ).

В связи с этим отметим, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе и организации, осуществляющие выплаты физическим лицам, не занимающимся частной практикой (п. 1 ст. 419 НК РФ). Положениями налогового законодательства не предусмотрена возможность уплаты страховых взносов не лицами, указанными в п. 1 ст. 419 НК РФ, а физическими лицами, получающими выплаты или вознаграждения. Не предусмотрена и возможность удержания страхователями суммы страховых взносов из вознаграждения, причитающегося физическому лицу (ст.ст. 19, 431 НК РФ). Соответственно, расходы по уплате страховых взносов обязан нести страхователь, в данном случае – заказчик.

Напомним, что базой для исчисления страховых взносов является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 2 ст. 420 НК РФ, начисленных в течение месяца в отношении физического лица (за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ). В отличие от НДФЛ, суммы страховых взносов не удерживаются из выплат по гражданско-правовым договорам, а начисляются на суммы этих выплат и уплачиваются из средств страхователей. Таким образом, страховые взносы не относятся к числу обязательных платежей, связанных с оплатой контракта, упомянутых в ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, они не включаются в цену контракта, и сумма оплаты услуг (работ) по контракту не уменьшается на страховые взносы. Аналогичные разъяснения даны в п. 1 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889. Изложенное подтверждается и правоприменительной практикой (постановление АС Северо-Западного округа от 18.07.2016 № Ф07-4575/16 по делу № А13-2221/2015; постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.05.2016 № Ф08-526/16 по делу № А53-13599/2015; решение УФАС по Новосибирской области от 04.08.2016 № 08-01-286). Описанный порядок формирования цены контракта не зависит ни от способа осуществления закупки, ни от оснований, по которым заключается контракт.

Отметим, что представители Минфина России придерживаются противоположной позиции (см., например, письмо от 16.02.2018 № 24-01-07/9833, письмо от 16.06.2017 № 24-01-10/37705). В ряде случаев эту позицию поддерживают контролирующие органы (см., например, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 31.08.2018 № 06-984/18). Наличие подобных разъяснений и практики не позволяет нам исключить вероятность признания контролирующими органами правомерным включения в контракт условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком физическому лицу, на размер страховых взносов. Окончательное решение по данному вопросу может принять только суд. Однако, на наш взгляд, приведенная позиция сформулирована без учета требований налогового законодательства в части порядка уплаты страховых взносов и не основана на законе.