Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется налоговыми агентами как сумма арендной платы с учетом НДС. Налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества (за исключением физических лиц, не являющихся ИП).

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Это новшество действует с 30 ноября 2016 года.

Однако согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

То есть лицо может выступать налоговым агентом только в том случае, если НК РФ на него возложена такая обязанность.

Официальных разъяснений нами не обнаружено, но можно использовать логику Минфина России относительно порядка выполнения налоговым агентом обязанностей, возложенных на него положениями НК РФ, который не может быть изменен, в т. ч. положениями абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ (письма Минфина России от 12.09.2019 № 03-04-06/70337, от 04.09.2018 № 03-04-05/63015, от 04.04.2017 № 03-04-06/19952).

Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.

Получается, что ООО «Б» может осуществить оплату НДС и арендных платежей по просьбе ООО «А». Однако последнее не может переложить на ООО «Б» обязанности налогового агента по данным операциям. Оформляется такая просьба в письменной форме (письмо, договор).

Фактически ООО «Б» осуществляет перечисление денежных средств по указанным в просьбе ООО «А» реквизитам.

Оформлять платежное поручение нужно в соответствии с требованиями п. 4 Правил указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ (приложение 1 к приказу Минфина России № 107н) и п. 2 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами (приложение 2 к приказу).

После такой оплаты организация, за которую уплачивается налог, становится должником организации-плательщика (ст. 387 ГК РФ).

В свою очередь ООО «А» отражает соответствующую информацию в налоговой декларации и представляет ее в установленные сроки в налоговые органы.

Таким образом, в силу п. 3 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются арендаторы соответствующего имущества, а не третьи лица, осуществляющие оплату аренды имущества. Аналогичная позиция рассмотрена ФАС Уральского округа в постановлении от 30.07.2012 № Ф09-6744/12.