Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Перечни операций, не признаваемых объектом обложения, а также не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) НДС, установлены п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ.

Так, согласно подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов публичной власти федеральной территории «Сириус», в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления и нормативными правовыми актами федеральной территории «Сириус», не является объектом налогообложения НДС.

Вместе с тем предоставление за плату органом местного самоуправления права размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования не является исключительными полномочиями органов местного самоуправления по выполнению работ (оказанию услуг). В данной ситуации осуществляется реализация имущественных прав, на которые положения подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не распространяются.

Поэтому операции по реализации прав на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов подлежат налогообложению НДС (письма Минфина России от 07.12.2021 № 03-07-11/99219, от 07.09.2020 № 03-07-11/78398, от 01.11.2018 № 03-07-11/78754).

Особенности уплаты НДС при реализации прав на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов п. 3 ст. 161 НК РФ не установлены. В связи с этим при реализации указанных имущественных прав НДС уплачивается в общеустановленном порядке, то есть лицами, осуществляющими реализацию имущественных прав. При этом на основании абз. 1 п. 1 ст. 168 НК РФ при передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога. Особенностей определения налоговой базы в этом случае ст. 155 НК РФ не установлено. Поэтому налоговая база определяется как стоимость имущественного права без включения суммы налога (п. 5 ст. 155, п. 1 ст. 154 НК РФ).

Пунктом 3 ст. 169 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков НДС составлять счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС. В связи с этим администрация при реализации имущественных прав составляет счета-фактуры в общеустановленном порядке.

Кроме того, налогоплательщики, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, должны представлять декларацию по НДС не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Отметим, что, по нашему мнению, освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС применяется только к операциям, связанным с имуществом, принадлежащим органу местного самоуправления на праве оперативного управления, или при заключении договоров от имени администрации – казенного учреждения как хозяйствующего субъекта, а не от имени муниципального образования. Обусловлено это тем, что в отношении казенного учреждения, являющегося налогоплательщиком (п. 1 ст. 143 НК РФ), применяются общие нормы гл. 21 НК РФ. Поэтому в случае применения права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ учреждение также освобождено от обязанности исчисления и уплаты НДС. Если же администрация выступает в виде уполномоченного органа на распоряжение имуществом казны, то освобождение от обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ не применяется.