На наш взгляд, принятие порядка поступления безнадзорных животных в муниципальную собственность и их последующего использования противоречит нормам законодательства, которое регулирует данные отношения.
Во-первых, вопросы, связанные с имуществом, которое может находиться в муниципальной собственности, регулируются не ГК РФ, а нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 настоящего Закона № 131-ФЗ;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст. 14, ч. 3 ст. 16 и ч.ч. 2 и 3 ст. 16.2 Закона № 131-ФЗ, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с ч.ч. 1 и 1.1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ.
Вопросы местного значения сельских поселений перечислены в ст. 14 Закона № 131-ФЗ (с учетом Закона Волгоградской области от 28.11.2014 № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области»). Полномочий по осуществлению какой-либо деятельности в сфере обращения с безнадзорными животными в данной статье не закреплено. Следовательно, обращение безнадзорных животных в собственность сельского поселения противоречит ст. 50 Закона № 131-ФЗ.
Во-вторых, в настоящее время принят Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Частью 4 ст. 18 Закона № 498-ФЗ (вступила в силу 01.01.2020) предусмотрено, что физические лица и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты представителям организации, осуществляющей отлов животных без владельцев.
Отдельные государственные полномочия в сфере обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые предусмотрены ч. 1 ст. 18 Закона № 498-ФЗ, в соответствии с Законом Волгоградской области от 15.07.2013 № 94-ОД переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области.
В число этих мероприятий входят:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона № 498-ФЗ;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона № 498-ФЗ;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
На сотрудников приюта возложена обязанность разместить сведения о каждом из поступивших в приют животном без владельца и животном, от права собственности на которое владелец отказался, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем в течение трех дней со дня поступления соответствующего животного в приют (ч. 9 ст. 16 Закона № 498-ФЗ).
Таким образом, меры к розыску владельца животного, предусмотренные Законом № 498-ФЗ, должны принимать сотрудники приютов, а также органы местного самоуправления муниципальных районов.