В соответствии с положениями ст.ст. 39.33, 39.36 ЗК РФ заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута. Средства, уплачиваемые в таком случае пользователем земельного участка, в виде платы по договору размещения и эксплуатацию НТО зачисляются в доход соответствующего бюджета как прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (письма Минфина России от 16.04.2020 № 02-08-10/30693, от 30.04.2020 № 02-05-11/36457, от 14.05.2020 № 02-05-11/39136), и отражаются по статье 120 «Доходы от собственности» АнКВД и подстатье 129 «Иные доходы от собственности» КОСГУ (п. 12.1.2 Порядка № 82н, п. 9.2.9 Порядка № 209н).

Правила отражения такого договора на счетах бюджетного учета органом местного самоуправления определяются федеральным стандартом «Доходы», Инструкциями № 157н и 162н.

Доход для целей бухгалтерского (бюджетного) учета признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни, если (п. 7 федерального стандарта «Доходы»):

- ожидается получение экономических выгод;

- сумма экономических выгод (денежная величина) может быть надежно определена.

В случае если заключенный договор на размещение и эксплуатацию НТО содержит достаточную информацию о суммах квартальных платежей и периоде времени, в течение которого платежи будут осуществляться, то вполне обоснованно орган местного самоуправления имеет право признать в своем бюджетном учете доход по этому договору в полном объеме. В соответствии с требованиями п. 301 Инструкции № 157н и п. 7 федерального стандарта «Доходы» доход, который начислен в отчетном периоде, но относится к будущим отчетным периодам, признается для целей бюджетного учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом будущих периодов и отражается на одноименном счете 401 40.

Обратите внимание, что перечень доходов будущих периодов, приведенный в п. 301 Инструкции № 157н, не является исчерпывающим и имеет право быть уточненным в рамках учетной политики органа местного самоуправления. Также в учетной политике необходимо закрепить порядок и периодичность признания таких доходов текущими.

На счетах бюджетного учета рассматриваемая ситуация может быть отражена следующим образом (абз. 2 п. 78 и абз. 2 п. 120 Инструкции № 162н):

1. Дебет КДБ 1 205 29 56Х Кредит КДБ 1 401 40 129 – отражено начисление доходов будущих периодов в соответствии с заключенным договором;

2. Дебет КДБ 1 401 40 129 Кредит КДБ 1 401 10 129 – отражено зачисление в доход текущего отчетного периода суммы платы за предоставление права на размещение НТО, поквартально.