В соответствии с нормами действующего законодательства об охране окружающей среды органы местного самоуправления вправе определять порядок проведения компенсационного озеленения в случаях повреждения, уничтожения зеленых насаждений, а также в случаях разрешенной вырубки деревьев и кустарников.
Компенсационная высадка разграничена законом на две формы: натуральную и денежную. Натуральная форма предусматривает высадку зеленых насаждений в том же количественном соотношении, которое было подвержено повреждению (уничтожению, вырубке…). Денежная форма предполагает внесение в бюджет соответствующего муниципального образования денежных средств, которые впоследствии орган местного самоуправления может направить только на высадку зеленых насаждений вышеуказанной категории.
Проверка муниципальных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере правоотношений показала, что в своем большинстве органы местного самоуправления превышают свои полномочия в части утверждения Методики расчета компенсационной стоимости уничтоженных (вырубленных, снесенных) и(или) поврежденных зеленых насаждений. Как правило, Методика является приложением к Порядку проведения компенсационного озеленения в случаях повреждения, уничтожения зеленых насаждений, а также в случаях разрешенной вырубки деревьев и кустарников, принимаемому муниципалитетами.
Такая позиция является ошибочной, чужие полномочия на себя примерять не следует.
Так, частью 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе относится утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним.
Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1219 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее – Положение).
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, в области лесных отношений, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Пунктом 5 Положения установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет следующие полномочия – самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
- таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде;
- инструктивно-методические документы по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Аналогичные положения закреплены и в судебной практике.
Так, п.п. 14 и 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» установлено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. 3 ст. 77, п. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды, ч.ч. 3, 4 ст. 100 ЛК РФ, ч. 2 ст. 69 ВК РФ, ст. 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах»). В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абз. 2 п. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды).
Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды).
При определении размера причиненного окружающей среде вреда, подлежащего возмещению в денежной форме согласно таксам и методикам, должны учитываться понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (п. 2.1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды).
Согласно ст. 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее – возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730 утверждены особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, и утверждены таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, и Методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства.
Таким образом, органы местного самоуправления не вправе утверждать Методику расчета компенсационной стоимости уничтоженных (вырубленных, снесенных) и(или) поврежденных зеленых насаждений.
Как правило, Методика утверждается на региональном уровне в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730.