Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет:
- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
- доходов унитарного предприятия от его деятельности;
- иных не противоречащих законодательству источников.
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
В абзацах 1 и 2 п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» сказано следующее: «В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации».
Таким образом, закрепление имущества за унитарным предприятием является правомочием собственника как учредителя юридического лица. Анализ правовой природы такого действия приводит к выводу, что оно обладает природой сделки. Во-первых, потому что, как и при совершении сделок, наличие воли собственника на такое распоряжение является необходимым условием возникновения его правовых последствий. Во-вторых, подобное решение принимается собственником не как носителем публичной власти, а как представителем публично-правового образования, выступающего в качестве собственника имущества, что не позволяет отнести его к публично-правовым актам.
По смыслу ст. 299 ГК РФ закрепление имущества за унитарным предприятием – это правомочие собственника, которое он реализует по собственному усмотрению исходя из целей деятельности предприятия и связанных с использованием этого имущества задач. На предприятие лишь возлагается обязанность принять закрепленное за ним имущество. Следовательно, решение о закреплении имущества необходимо рассматривать именно как одностороннюю сделку.
В свою очередь, договоры, в силу ст. 154 ГК РФ, представляют собой двух- или многосторонние сделки.
Из вышеизложенного следует, что для закрепления имущества за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения необходимо только решение собственника имущества, а волеизъявление лица, за которым имущество закрепляется, не требуется. Поэтому нет необходимости и в заключении договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения.
В то же время имеется и практика заключения так называемых договоров (соглашений) о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения. Это в большей степени связано с «оформлением» передачи такого имущества и по существу не меняет правовую природу такого закрепления именно как односторонней сделки. Разнообразие подходов (заключение договоров о закреплении или только принятие решения о закреплении) связано с тем, что в каждом муниципальном образовании, в соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определен свой порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.