Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ), Уставом муниципального образования.
На муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ, часть вторая ст. 3 Закона № 25-ФЗ).
Дополнительная работа может поручаться в порядке совмещения или совместительства. С соблюдением соответствующих норм Трудового кодекса РФ, а именно ст. 60.1 ТК РФ и гл. 44 ТК РФ, ст. 60.2 и 151 ТК РФ. Из указанных норм следует, что под внутренним совместительством понимается выполнение другой регулярной оплачиваемой работы в свободное от основной работы время у того же работодателя на основании отдельного трудового договора. При этом совмещением должностей является выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с основной работой дополнительной работы по другой должности.
В настоящее время трудовое законодательство и другие акты, содержащие нормы трудового права, не устанавливают ограничений на совмещение и другие виды дополнительной работы для каких-либо должностей и профессий. Постановление Совмина СССР от 04.12.1981 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)», которое содержало такие ограничения, постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 № 216 признано не действующим на территории Российской Федерации. Это означает, что дополнительная работа в основное рабочее время может быть поручена работнику любой должности или профессии, будь то руководитель организации, его заместитель, главный бухгалтер, руководитель структурного подразделения, другой служащий или рабочий.
Не установлено ограничений и для отдельных категорий работников. Поэтому совмещать должности, исполнять обязанности отсутствующего, а также осуществлять расширение зон обслуживания, увеличение объема работы могут все работники, в том числе совместители и сотрудники, занятые на работах с вредными и(или) опасными условиями труда. При этом, как отмечается в письме Минтруда России от 10.01.2020 № 15-1/ООГ-13, нет и ограничений по занятости работника во вредных условиях труда в случае выполнения им основной работы и работы по совмещению во вредных условиях труда.
Максимальный объем дополнительной работы и предельное количество поручений нормативными правовыми актами не предусмотрены. С учетом ст. 60.2 и 151 ТК РФ получается, что эти вопросы решаются исключительно соглашением сторон. Например, работнику при наличии его согласия может быть поручено совмещение более чем двух профессий (должностей) или одновременное совмещение и исполнение обязанностей временно отсутствующего.
Определенные ограничения вытекают из самого характера работы (например, невозможно одновременно выполнять работу двух водителей) и физических способностей человека. Если будет оформлено поручение такого объема работ, который заведомо не может быть выполнен работником в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены), в случае спора с проверяющими суд может принять во внимание фактическую невозможность такого выполнения дополнительной работы.
Ни по продолжительности периода, ни по количеству часов выполнения дополнительной работы в течение дня нормативными правовыми актами также не установлено никаких ограничений. Поэтому срок, в течение которого работник выполняет дополнительную работу, может быть сколь угодно долгим, а труд в условиях совмещения основной работы с дополнительной может занимать всю установленную продолжительность рабочего дня.
Что касается совместительства, то для муниципальных служащих установлены ограничения на работу по внешнему совместительству. Например, по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 11 Закона № 25-ФЗ, муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом № 25-ФЗ.
Кроме того, ст. 14 Закона № 25-ФЗ установлен перечень запретов, связанных с муниципальной службой. В частности, в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность (пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона № 25-ФЗ).
Отметим, что понятия «должность муниципальной службы» и «муниципальная должность» не тождественны. Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 25-ФЗ должностью муниципальной службы является должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. По смыслу же ч. 2 ст. 1 Закона № 25-ФЗ лицами, замещающими муниципальные должности, в целях применения указанного закона являются депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса.
Запрета на выполнение муниципальным служащим дополнительной работы по другой должности у того же нанимателя (работодателя) (внутреннее совместительство или совмещение) законодательством не установлено. В том числе нет запрета главному бухгалтеру выполнять дополнительную работу по должности бухгалтера в порядке внутреннего совместительства.
Таким образом, главный бухгалтер может выполнять работу по должности бухгалтера как в порядке внутреннего совместительства, так и в порядке совмещения, выбор зависит от времени, когда будет выполняться работа по должности бухгалтера.