Заключаемый учреждением бюджетной сферы договор может включать в себя условия смешанного договора. Согласно ст. 421 ГК РФ учреждение может заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, изготовления, возмездного оказания услуг, подряда и т. д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами, т. е. смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Поэтому, если договор содержит все существенные условия как договора подряда, так и договора поставки, он может быть признан смешанным. Характер договора (контракта) должен подтверждаться порядком документального оформления результатов исполнения обязательств. Так, приемка результатов работ или оказания услуг, как правило, оформляется актом, а поставка материальных ценностей – товарной накладной.
Соответственно, ключевым фактором при отнесении затрат на ту или иную статью/подстатью расходов будет классификация контракта (договора) или отдельных его пунктов как договора поставки или оказания услуг (работ).
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи. Отношения сторон по договору поставки регулируются параграфом третьим гл. 30 ГК РФ с учетом общих положений о купле-продаже.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК РФ).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Таким образом, ответственным должностным лицам при классификации конкретного договора следует проанализировать его суть и выяснить, является ли целью исполнения его условий именно оказание соответствующей услуги (выполнение работы), а не скрытое изготовление (поставка) объектов основных средств.
Обратите внимание, что заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ. В таком случае расходы, исходя из их экономического содержания, могут быть оплачены за счет соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ.
Так, например, отдельные положения договора на выполнение работ по обустройству площадки для установки контейнеров под ТКО могут быть классифицированы в качестве изготовления объектов нефинансовых активов, так как в результате выполнения работ будут созданы основные средства. Данные суждения находятся в компетенции профильной комиссии учреждения.
По нашему мнению, такой объект в полной мере соответствует критериям основного средства, установленным п.п. 7, 8 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н. Следовательно, расходы на его создание следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.