Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство) (часть первая ст. 60.1, часть третья ст. 282 ТК РФ).
Для отдельных категорий работников предусмотрены ограничения на заключение трудовых договоров о работе по совместительству: например, для руководителей организаций для работы у другого работодателя необходимо получение разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) (часть первая ст. 276 ТК РФ), а для работников, занятых во вредных или опасных условиях труда, работа по совместительству в таких же условиях и вовсе запрещена (часть пятая ст. 282 ТК РФ).
При заключении трудового договора как с внутренним, так и с внешним совместителем работодатель должен учитывать нормы гл. 44 ТК РФ, регулирующие особенности труда совместителей.
В частности, работодателю необходимо соблюсти положения ст. 284 ТК РФ, ограничивающие продолжительность рабочего времени при работе по совместительству. Согласно этой норме продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). За месяц (другой учетный период) продолжительность рабочего времени совместителя не может превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. При определении нормы рабочего времени следует руководствоваться ст. 91 ТК РФ.
Ограничения продолжительности рабочего времени при работе по совместительству, установленные ст. 284 ТК РФ, не применяются только в случаях, когда по основному месту работы работник приостановил работу в соответствии с частью второй ст. 142 ТК РФ или отстранен от работы в соответствии с частью второй или четвертой ст. 73 ТК РФ.
Отметим, что по смыслу трудового законодательства работник может заключить только один трудовой договор по основному месту работы, однако предельно допустимое количество одновременно действующих трудовых договоров о работе на условиях совместительства законом не ограничивается (часть вторая ст. 282 ТК РФ). Запрета на заключение нескольких трудовых договоров на условиях совместительства (как внутреннего, так и внешнего) не установлено.
Исходя из определения совместительства, приведенного в ст. 282 ТК РФ, совместительством признается работа по каждому трудовому договору в свободное от основной работы время. На наш взгляд, это означает, что ограничения продолжительности рабочего времени, установленные частью первой ст. 284 ТК РФ, должны применяться отдельно к каждому трудовому договору по совместительству, а не ко всем заключенным работником трудовым договорам о совместительстве в совокупности. В судебной практике отсутствуют примеры, когда рассматривался бы вопрос о правомерности привлечения работодателя к административной ответственности за использование труда совместителя с превышением предела рабочего времени в сумме по нескольким договорам. Разделяют такую точку зрения и специалисты контролирующих органов.
Таким образом, в случае, если у работодателя имеется потребность в работе сотрудника-совместителя более чем на половину ставки, работодатель может заключить с ним дополнительно еще один или несколько трудовых договоров (также по совместительству), каждый не более чем на 0,5 ставки.
Статья 276 ТК РФ устанавливает, что руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации или уполномоченного собственником лица (органа). На основании данной нормы некоторые суды делают вывод о необходимости согласования руководителем учреждения заключения трудового договора о работе по совместительству в том же учреждении (определение Волгоградского областного суда от 16.07.2020 № 33-7221/2020). Однако мы считаем такой вывод неверным. Работодателем руководителя государственного или муниципального учреждения является само это учреждение, а не орган, выполняющий в отношении соответствующего учреждения функции и полномочия учредителя, уполномоченного на заключение трудового договора с руководителем (определение Алтайского краевого суда от 14.08.2018 № 33-7403/2018, определение Суда Ненецкого автономного округа от 14.04.2015 № 33-60/2015).
По вопросу получения руководителем организации разрешения в порядке ст. 276 ТК РФ представители Роструда высказывают противоречивые мнения.
При заключении директором МКУ трудового договора о работе по совместительству в этом же учреждении речь идет о внутреннем совместительстве, а не о работе по совместительству у другого работодателя, а значит ограничения, установленные ст. 276 ТК РФ, в этой ситуации не применяются. Следовательно, заключение такого трудового договора возможно без согласования с органом, выполняющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя. Данный подход находит свое отражение и в судебной практике (определение Верховного суда РФ от 14.12.2018 № 34-КГ18-17, определение Свердловского областного суда от 20.08.2014 № 33-11153/2014, решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 06.02.2014 по делу № 2-245/2014).
К коррупционным правонарушениям относят случаи, когда не соблюдаются ограничения и запреты, требования о предотвращении (урегулировании) конфликта интересов и не выполняются обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с коррупционными правонарушениями, установлены, в частности, ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ.
Для целей ТК РФ используется понятие «конфликт интересов», установленное законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции. Так, согласно части первой ст. 10 Закона № 273 под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Понятие «конфликт интересов» применимо в большинстве случаев к государственным и муниципальным служащим. Трудовой кодекс РФ понятие «конфликт интересов» распространяет на работников госкорпораций, публично-правовых компаний и государственных компаний.
Само по себе оформление и выполнение работы по внутреннему совместительству не является коррупционным фактором, поскольку выполняется на основании трудового договора в соответствии со ст. 60.1 ТК РФ. О конфликте интересов можно говорить, если имеет место какой-либо один из следующих фактов:
- назначение директором учреждения себе как бухгалтеру премий и надбавок, не предусмотренных системой оплаты труда;
- размер назначаемых им премий и надбавок превышает размер, установленный системой оплаты труда;
- директор фактически не выполняет работу по трудовому договору по совместительству.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. В числе таких мер могут быть меры, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов (п. 5 ч. 2 ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ). О нарушении коррупционного законодательства и коррупционной направленности действий директора в исследуемом вопросе следует говорить, если учредителем либо учреждением утвержден локальный акт о мерах по предотвращению конфликта интересов, включающий обязанность руководителя учреждения при заключении трудового договора по совместительству направлять уведомление в комиссию по урегулированию конфликта интересов, либо данная обязанность предусмотрена трудовым договором с директором МКУ, но он не принял соответствующих мер.