Если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 ГК РФ). В качестве собственника имущества могут выступать различные публично-правовые образования – Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (ст.ст. 214, 215 ГК РФ). Права собственника от имени публично-правовых образований в рамках своей компетенции осуществляют органы местного самоуправления (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, ст. 125 ГК РФ). При этом на орган местного самоуправления возлагаются функции управления и распоряжения муниципальным имуществом.
По своему экономическому содержанию работы, связанные с содержанием имущества, относятся к благоустройству территории.
В соответствии с п. 3.2 ст. 3 Свода правил СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий», утвержденного приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр, под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка. Так, например, в соответствии с разъяснениями Минфина России от 27.01.2012 № 03-03-06/1/35 под вложениями в объекты внешнего благоустройства понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с деятельностью учреждения. К ним относят, например, устройство дорожек, площадей, парков, скверов, скамеек, посадку деревьев и кустарников, устройство газонов и т. д.
Перечни объектов и элементов благоустройства содержатся соответственно в п.п. 1.3 и 1.4 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр.
В результате производства отдельных работ в рамках ремонта могут создаваться отдельные объекты (элементы) благоустройства. Например, в случае если работы по асфальтированию и(или) укладке тротуарной плитки производятся впервые, то их результатом будет создание объекта (пешеходной дорожки, тротуара). В таком случае после завершения работ по благоустройству территории Комиссией по поступлению и выбытию активов согласно требованиям п. 34 Инструкции № 157н на основании актов выполненных работ оформляется заключение о создании в результате выполнения этих работ новых нефинансовых активов (НФА).
К бухгалтерскому учету объекты нефинансовых активов принимаются по их первоначальной (фактической) стоимости (п. 23 Инструкции № 157н), которой признается сумма фактических вложений в их сооружение или изготовление (создание).
Следует учитывать, что объекты благоустройства, хотя и прочно связаны с землей, не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельными объектами гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям (элемент благоустройства). Поэтому такие объекты не признаются объектами недвижимого имущества, права на которые подлежат регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством (см., в частности, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 № 09АП-4260/17, постановления ФАС УО от 12.09.2013 № Ф09-7798/13 по делу № А34-6477/2012, ФАС СЗО от 17.05.2012 по делу № Ф26-7683/2010, постановления Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11, от 04.09.2012 № 3809/12, от 28.05.2013 № 17085/12).
Таким образом, ремонт пешеходной дорожки в полной мере может быть отнесен к работам по благоустройству территории. Финансовое обеспечение оказания услуг по благоустройству территории муниципального образования относится к ведению соответствующего органа местного самоуправления.
Что касается второго вопроса, то в соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» классификации расходов бюджетов подлежат отражению:
- расходы на обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих управление в сфере дорожного хозяйства;
- расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, местного значения и искусственных сооружений на них;
- расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сфере дорожного хозяйства;
- расходы на государственную (муниципальную) поддержку в указанной сфере;
- расходы на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в целях софинансирования и(или) финансового обеспечения содержания и развития дорожного хозяйства.
В соответствии с приведенными выше перечнями нельзя однозначно установить, можно ли работы по оценке автомобильных дорог оплатить за счет подраздела 0409. В то же время прямого запрета на это нет. Более того, расходование средств дорожного фонда устанавливается на уровне муниципального образования. Следовательно, соответствующим муниципальным актом может быть предусмотрена возможность осуществления подобных расходов за счет подраздела 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)».
В свою очередь если автомобильные дороги учитываются в составе муниципальной казны муниципального образования, то расходы на содержание имущества казны муниципального образования в случаях, установленных действующим законодательством, могут быть отнесены к разделу, подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» в качестве расходов, связанных с выполнением функций по управлению муниципальной собственностью.
Таким образом, по нашему мнению, осуществление указанных в вопросе расходов правомерно будет провести как по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», так и по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы».
Перечень и правила применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в пп. 5.2 раздела III «Классификация расходов бюджетов» Указаний № 65н.
Напомним, что согласно положениям указанного подраздела расходы бюджетов и учреждений на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемые в целях муниципальных нужд, не отнесенных к видам расходов 241–243, отражаются с применением вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».
Иными словами, код видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» применяется для отражения расходов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходов государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенных согласно Указаниям № 65н к иным элементам видов расходов.
Таким образом, учитывая, что Указаниями № 65 прямо не отнесены расходы на оценку имущества (автомобильные дороги) к видам расходов 241–243, их следует отражать по коду видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».