Ограничения по установлению авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для получателей бюджетных средств определяет каждое публично-правовое образование – муниципалитет, регион, Российская Федерация.

На федеральном уровне ограничения по установлению в контрактах авансовых платежей предусмотрены:

- пунктами 18–20 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496;

- пунктами 3 и 4 постановления Правительства РФ от 23.01.2021 № 39;

- постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 № 505.

В частности, п. 2 постановления Правительства РФ № 505 установлено, что в 2022 году главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета (далее – получатели средств федерального бюджета) предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых:

- подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению – авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год;

- не подлежат казначейскому сопровождению – авансовые платежи в размере до 50 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.

Вместе с тем в п. 5 данного постановления установлена необходимость рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации (местным администрациям) принять меры, обеспечивающие включение в заключаемые получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) договоры (государственные (муниципальные) контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также в ранее заключенные договоры (государственные (муниципальные) контракты) условий об авансовых платежах в размерах, аналогичных размерам, установленным в соответствии с п. 2 настоящего постановления для получателей средств федерального бюджета.

Таким образом, муниципалитет не обязан устанавливать размер авансовых платежей непосредственно по постановлению Правительства РФ № 505.

Более того, установление на федеральном уровне ограничений размеров авансовых платежей для получателей средств региональных (местных) бюджетов не отвечает принципу самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ).

В этой связи применение получателями средств региональных (местных) бюджетов установленных на федеральном уровне ограничений авансовых платежей возможно только в следующих случаях:

- если это прямо предусмотрено региональным (муниципальным) актом (например, п. 3 постановления Правительства Алтайского края от 20.04.2022 № 129);

- если соответствующее условие включено в соглашение о предоставлении из федерального бюджета межбюджетного трансферта.

Таким образом, если иное не предусмотрено муниципальным актом и соглашением о предоставлении из федерального бюджета межбюджетного трансферта, то муниципальный заказчик, на наш взгляд, вправе провести предоплату по контракту в 100 % размере.