Если выполненные исполнителем работы оплачены заказчиком не в полном объеме, то надлежит руководствоваться положениями п. 2 ст. 418 ГК РФ, в силу которого обязательство прекращается смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора. Однако обязательство по оплате исполненных обязательств по договору связано не с личностью гражданина (кредитора), а с фактом исполнения обязательств, и постольку, поскольку является денежным обязательством, то может быть предназначено любому лицу.

Таким образом, возникшее вследствие исполнения договора имущественное право требования уплаты вознаграждения не прекращается, а включается в состав наследственного имущества.

Согласно п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»). В случае отказа в выплате наследникам причитающихся умершему гражданину сумм такие действия могут быть расценены как неосновательное обогащение заказчика по договору, т. е. как приобретение или сбережение имущества за счет другого лица (потерпевшего) без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований (ст. 1102 ГК РФ).

Соответственно, наследники как универсальные правопреемники умершего вправе требовать уплаты причитающегося умершему вознаграждения, а у заказчика возникает обязанность эти деньги выплатить.

На основании ст. 312 ГК РФ должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом, и несет риск последствий непредъявления такого требования. Согласно ст. 385 ГК РФ должник может не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу. При этом к должнику не могут быть применены меры ответственности за неисполнение соответствующего обязательства, поскольку за правомерное действие (бездействие) ответственность не наступает.

Согласно ст. 1162 ГК РФ официальным документом, подтверждающим наследственные права лица на имущество умершего гражданина в отношениях с третьими лицами, служит свидетельство о праве на наследство.

Кроме того, ст. 327 ГК РФ установлено, что должник вправе внести причитающиеся с него деньги в депозит нотариуса, если обязательство не может быть исполнено должником в том числе вследствие очевидного отсутствия определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству. Внесение денежной суммы в депозит нотариуса считается исполнением обязательства. Нотариус, в депозит которого внесены деньги, извещает об этом кредитора. При этом неосведомленность должника о наличии или отсутствии наследников кредитора не освобождает его от несения ответственности за нарушение обязательства или от обязанности возвратить долг.

Смерть исполнителя по договору ГПХ, обязательства которого учреждение признает выполненными в полном или частичном объеме, не является основанием для реклассификации кредиторской задолженности: денежные обязательства в этом случае отражаются в общеустановленном порядке независимо от того, будет ли вознаграждение выплачено наследникам либо перечислено в депозит нотариуса.