Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) конкретного муниципального образования (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 8, п. 2 ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
В состав ПЗЗ входят в том числе градостроительные регламенты. Для каждой категории земель в пределах определенной территориальной зоны градостроительные регламенты устанавливают допустимые виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные. При этом вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними (ч. 2, п. 1 ч. 6 ст. 30, ч.ч. 1, 2, 2.1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Основной и(или) вспомогательный виды разрешенного использования земельного участка могут быть выбраны правообладателем самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований.
Для выбора основного вида разрешенного использования правообладателю земельного участка необходимо обратиться в орган регистрации прав с соответствующим заявлением. Основной вид разрешенного использования считается выбранным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.
Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательном виде разрешенного использования не требуется (п. 2 ст. 7 ЗК РФ; ч. 1, п. 12 ч. 5 ст. 14, п. 4.3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Изменение вида разрешенного использования на не предусмотренный градостроительным регламентом земельный участок осуществляется в порядке, установленном законодательством для внесения изменений в ПЗЗ (ст.ст. 31, 32, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ).
Правообладатель земельного участка вправе направить в комиссию предложение о внесении изменений в ПЗЗ в инициативном порядке либо в случаях, если в результате их применения (п. 5 ч. 3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ):
- земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно;
- причиняется вред их правообладателям;
- снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства;
- не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение 25 дней со дня поступления предложения осуществляет подготовку заключения о рекомендации внесения изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет это заключение главе местной администрации (ч. 4 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ).
С учетом заключения комиссии глава местной администрации в течение 25 дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении и направляет копию такого решения заявителю (ч. 5 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ).
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством РФ;
2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов РФ;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
- земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов РФ;
- земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления (п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ).
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной ПЗЗ. Поэтому органы местного самоуправления, указанные в п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ и ч. 1 ст. 2 Закона № 172-ФЗ, – это органы местного самоуправления муниципального района, которые осуществляют полномочия, предусмотренные п. 20 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, на территории поселений.