Прием платежным агентом от плательщика-физлица наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физлица перед третьим лицом – поставщиком, в том числе поставщиком услуг, регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (ч. 1 ст. 1 Закона № 103-ФЗ).
То есть платежный агент получает деньги в оплату задолженности перед поставщиком, но никаких услуг непосредственно плательщику не оказывает – в этом его отличие от агента (комиссионера). Прием наличных платежей за услуги лицами, которые помимо данной услуги оказывают продавцу (подрядчику, исполнителю) иные услуги в отношении этих услуг, как правило, не признается в правоприменительной практике деятельностью платежных агентов, подпадающей под регулирование Законом № 103-ФЗ (п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2017, п. 16 письма ФНС России от 29.06.2017 № СА-4-7/12540@).
Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику, в том числе в составе платежных терминалов, которые также должны содержать в своем составе ККТ (ч. 11.1 и 12 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Закона № 103-ФЗ, п. 2 ст. 4 Закона о ККТ). Прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа, в соответствии с Законом о ККТ (ст. 5 Закона № 103-ФЗ).
При регистрации контрольно-кассовой техники в заявлении о регистрации (перерегистрации) должны быть указаны сведения о ее применении при осуществлении деятельности платежного агента (субагента) (п. 2 ст. 4.2 Закона о ККТ).
Платежные агенты не могут принимать от плательщиков безналичные платежи (ч. 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ). При этом расчеты между платежными агентами и поставщиками услуг осуществляются в безналичном порядке через специальные банковские счета, открываемые обеими сторонами расчетов (ч. 14–20 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).
Таким образом, расчеты с клиентом в терминологии Закона о ККТ осуществляет платежный агент, и именно на него возложена обязанность применять ККТ (ст. 1.2 и 4.3 Закона о ККТ). При приеме платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате услуг, контрольно-кассовая техника применяется платежными агентами (платежными субагентами), заключившими с поставщиком услуг договор об осуществлении деятельности по приему платежей (письмо ФНС России от 12.08.2019 № ЕД-4-20/15964@).
А поставщику при приеме платежей через платежного агента применять ККТ не нужно (см. также письма Минфина России от 06.09.2019 № 03-01-15/69020, от 02.08.2019 № 03-01-15/58442, от 30.11.2018 № 03-01-15/86863, от 15.06.2018 № 03-01-15/41169).
Кассовый чек, формируемый платежным агентом, имеет ряд особенностей.
В случае приема платежей платежным агентом в момент произведения расчета за услуги формирование кассового чека с заполненными реквизитами «наименование предмета расчета», «цена за единицу предмета расчета с учетом скидок и наценок», «стоимость предмета расчета с учетом скидок и наценок» является обязательным. Указание только общей суммы не допускается (письмо ФНС России от 12.08.2021 № КВ-4-20/11369).
Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом, в дополнение к обязательным реквизитам также должен содержать (п. 3 ст. 4.7 Закона о ККТ):
- размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком (покупателем (клиентом)) платежному агенту или платежному субагенту в случае его взимания;
- номера контактных телефонов платежного агента, поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежей платежным субагентом (письмо ФНС России от 12.08.2021 № КВ-4-20/11369).
При этом кассовый чек может не содержать обязательных реквизитов о ставке и размере налога на добавленную стоимость.
Об обязательности указания платежным агентом в чеках тех или иных реквизитов см. также письмо ФНС России от 17.03.2023 № АБ-4-20/3063.