Как указал Пленум Верховного суда РФ в п. 10 постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», работодатель, в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения: осуществляет подбор, расстановку, увольнение персонала. Следовательно, работодатель вправе с учетом особенностей своей деятельности и своих потребностей, технологии производства работ, спроса на выпускаемую продукцию, планов на дальнейшее развитие и т. п. самостоятельно определять структуру и численность работников и при необходимости в любое время вносить в штатное расписание изменения, влекущие как уменьшение количества требующихся работодателю должностей (специальностей, профессий) либо штатных единиц, так и их увеличение.

Таким образом, сокращение работодателем численности (штата) работников не препятствует ему впоследствии, при появлении потребности в дополнительной рабочей силе, снова ввести в штатное расписание ранее исключенные из него должности. К такому же выводу пришел и Конституционный суд РФ в определении от 17.12.2008 № 1087-О-О, обратив при этом внимание на то, что право на восстановление исключенной из штатного расписания должности не может использоваться для увольнения неугодных сотрудников. Аналогичную позицию высказывают в своих консультациях и представители Роструда.

С одной стороны, работодатель не может быть ограничен в праве впоследствии восстановить упраздненную должность в штатном расписании или ввести должность с аналогичными обязанностями в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом; с другой стороны, в таких случаях нельзя исключать возможность злоупотребления правом со стороны работодателя, использующего сокращение штата работников для увольнения конкретного лица.

В связи с этим суды, рассматривая дела, связанные с увольнением работников по п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ, как правило, сравнивают прежнюю и новую редакцию штатного расписания, исследуют содержание трудовой функции уволенного работника и перечень обязанностей по должности (должностям), которая была введена (которые были введены) после исключения из штатного расписания, доказательства, которые приводятся уволенным работником в подтверждение факта притеснения со стороны работодателя и предвзятого к нему отношения (апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 18.02.2014 № 33-2133/2014, апелляционное определение Алтайского краевого суда от 11.10.2017 № 33-10192/2017, апелляционное определение Ярославского областного суда от 15.12.2016 № 33-9177/2016, апелляционное определение Волгоградского областного суда от 13.04.2018 № 33-5439/2018, решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 05.05.2017 № 02-1498/2017, апелляционное определение Волгоградского областного суда от 13.04.2018 № 33-5439/2018). Поэтому нельзя исключать, что в случае передачи спора на рассмотрение суда в числе иных обстоятельств небольшая продолжительность периода времени между принятием нового работника на восстановленную должность и увольнением прежнего работника может быть принята во внимание судом (решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 11.07.2013 № 2-918-2013, решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 27.10.2010 № 2-1492/2010).

Вместе с тем примеры из судебной практики, из которых следовало бы, что увольнение работника по п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ было признано незаконным исключительно на том основании, что после расторжения трудового договора с работником занимаемая им должность была восстановлена работодателем в штатном расписании слишком быстро, нам обнаружить не удалось.

Из сказанного следует, что законодательством не установлен какой-либо определенный срок, по истечении которого работодатель вправе ввести в штатное расписание исключенную из него ранее должность. Полагаем, что если в рассматриваемой ситуации сокращение штата работников действительно имело место и работодатель располагает убедительными доказательствами этого факта, а также при условии соблюдения работодателем процедуры увольнения работника по сокращению штата введение в последующем аналогичной должности в штатное расписание не должно повлечь негативные последствия для работодателя независимо от того, сколько времени прошло с момента увольнения работника.