Согласно ст. 23 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления либо сокращением штата работников органа местного самоуправления муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Однако в Законе Ярославской области от 27 июня 2007 г. № 46-з «О муниципальной службе в Ярославской области» ничего не говорится про дополнительные гарантии в случае сокращения штатов, следовательно, нужно руководствоваться трудовым законодательством.

В соответствии с п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В трудовом законодательстве нет официального разъяснения, что именно является сокращением численности, а что сокращением штата, и как эти понятия соотносятся. На наш взгляд, под сокращением численности следует понимать уменьшение штатных единиц по определенной должности при оставлении самой должности в штатном расписании, а под сокращением штата – ликвидацию всех штатных единиц по одной или нескольким должностям. Однако поскольку процедура увольнения работников и при сокращении численности, и при сокращении штата одинакова, выделение признаков, по которым эти категории различаются, не имеет практического значения.

Исключение из штатного расписания вакантных должностей (штатных единиц) сокращением численности (штата) работников не является.

Процедуру сокращения можно разделить на следующие этапы:

1. Принятие работодателем решения о сокращении численности (штата) работников и утверждение нового штатного расписания.

2. Определение круга работников, которых затронут мероприятия по сокращению численности (штата).

3. Письменное уведомление о принятом решении службы занятости и профсоюза (при его наличии).

4. Персональное предупреждение каждого работника, чья штатная единица подлежит сокращению, о предстоящем увольнении и предложение ему другой имеющейся работы.

5. Учет мотивированного мнения представительного органа работников или получение согласия такого органа в случаях, предусмотренных ст. 39, 373, 374 и 405 ТК РФ.

6. Оформление увольнения работников по п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ в общем порядке, установленном ст. 84.1 ТК РФ, с выплатой всех причитающихся сумм.

Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников является правомерным при соблюдении следующих условий:

- сокращение численности (штата) работников в действительности имело место, то есть на самом деле произошло упразднение функциональных прав и обязанностей, составляющих содержание сокращаемой должности, а не, например, простое переименование какой-либо из сокращаемых должностей.

Конституционный суд РФ в определении от 17.12.2008 № 1087-О-О подтвердил обязательность такого условия, как реальность сокращения, и при этом указал, что работодатель не может быть ограничен в праве впоследствии восстановить упраздненную должность в штатном расписании в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, но в таких случаях нельзя исключать возможность злоупотребления правом со стороны работодателя, использующего сокращение штата работников для увольнения конкретного лица. А поскольку в таких случаях работник может узнать о восстановлении в штатном расписании должности, которую он занимал, лишь по истечении предусмотренного частью первой ст. 392 ТК РФ срока, суд не вправе отказать в восстановлении пропущенного процессуального срока без исследования фактических обстоятельств дела, которые могут послужить основанием для такого восстановления;

- увольнение произведено с соблюдением установленного законом порядка (п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2).

Сотруднику, уволенному в связи с ликвидацией организации (п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ), причитаются следующие выплаты:

- выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

- средний месячный заработок за период трудоустройства (не свыше установленной законом продолжительности), который может быть заменен единовременной компенсацией;

- дополнительная компенсация в случае расторжения договора до истечения срока предупреждения об увольнении.

Согласно части первой ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Единый порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка) установлен для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ, в ст. 139 ТК РФ и в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение). Согласно части второй ст. 139 ТК РФ для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Перечень таких выплат приведен в п. 2 Положения.

В силу подп. «е» п. 2 Положения для расчета среднего заработка учитывается денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 25-ФЗ денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Закона Ярославской области от 27 июня 2007 г. № 46-з «О муниципальной службе в Ярославской области» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из: должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы; оклада за классный чин в соответствии с присвоенным муниципальному служащему классным чином; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (устанавливается в размерах и порядке, определяемых федеральным законодательством); премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячного денежного поощрения; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальной помощи. Муниципальным служащим могут производиться иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Ярославской области.

Из приведенных норм следует, что все перечисленные выплаты входят в денежное содержание муниципального служащего сельского поселения Ярославской области.

Таким образом, на основании части второй ст. 23 Закона № 25-ФЗ, ст. 84.1, 140 ТК РФ сотруднику, увольняемому в связи с сокращением численности или штата работников организации, работодатель, помимо заработной платы за время, фактически отработанное в месяце увольнения, а также компенсации за все неиспользованные отпуска (если таковые имеются) (ст. 127 ТК РФ), обязан выплатить:

- выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ);

- дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, в случае, если трудовой договор расторгается с письменного согласия работника до истечения двухмесячного срока предупреждения о сокращении штата (ст. 180 ТК РФ).

Кроме того, за работником, уволенным по данному основанию, сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства (не свыше установленной законом продолжительности и с зачетом выходного пособия).

По смыслу закона выходное пособие выплачивается сразу при увольнении без каких-либо дополнительных условий и независимо от факта последующего трудоустройства. Поэтому в день, когда работнику выдаются все причитающиеся на момент увольнения денежные суммы (ст. 140 ТК РФ), работодатель обязан выплатить и выходное пособие.

К сведению: В случае если длительность периода трудоустройства работника превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (часть вторая ст. 178 ТК РФ). В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения (часть третья ст. 178 ТК РФ).

Таким образом, первый месяц поиска работы дополнительно оплачивать не нужно. Во втором и третьем месяцах после увольнения средний заработок выплачивается только за те дни, когда работы еще не было.

Поскольку второй и третий месяцы после увольнения оплачиваются только тем сотрудникам, которые за это время не нашли новой работы, по общему правилу обязанности по выплате этих сумм в день увольнения у работодателя нет. Согласно части четвертой ст. 178 ТК РФ обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего заработка за второй месяц периода трудоустройства работник может в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а за третий месяц – после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее 15 рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее 15 календарных дней со дня обращения.

Для получения среднего заработка за второй месяц поиска работы уволенному работнику достаточно представить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и трудовую книжку без записи о приеме на работу. Для получения же среднего заработка за третий месяц работник, помимо паспорта и трудовой книжки, должен представить работодателю решение (справку) службы занятости.

Если работник во втором или третьем месяце после увольнения нашел новое место работы и, соответственно, претендует лишь на частичную оплату такого месяца, он должен представить заверенную новым работодателем копию трудовой книжки, из которой будет видно, когда закончился период поиска работы.

Согласно части пятой ст. 178 ТК РФ работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты. При этом в силу части шестой ст. 178 ТК РФ при ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и(или) выплата единовременной компенсации в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством.

На основании части третьей ст. 180 ТК РФ работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор в связи с сокращением или ликвидацией до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Соответственно, размер дополнительной компенсации рассчитывается исходя из продолжительности периода между фактической датой расторжения трудового договора и датой увольнения, указанной в уведомлении. Такая дополнительная компенсация, как и выходное пособие, не зависит от последующего трудоустройства, поэтому должна быть выплачена работнику непосредственно при увольнении.