Объем правомочий муниципального унитарного предприятия по распоряжению принадлежащим ему имуществом определяется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В соответствии с п. 2 ст. 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с ГК РФ и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Пунктом 3 ст. 215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294, 296).
Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Пункт 2 ст. 295 ГК РФ устанавливает, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Обратим внимание, что в контексте этой нормы под законом понимается федеральный закон, принятый в соответствии с ГК РФ и регулирующий отношения, которые указаны в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ), а под иными правовыми актами – указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (п. 6 ст. 3 ГК РФ).
Таким образом, по общему правилу муниципальное унитарное предприятие вправе самостоятельно распорядиться принадлежащим ему движимым имуществом. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральными законами, указами Президента РФ, а также постановлениями Правительства РФ.
Заметим, что применительно к имуществу, принадлежащему унитарным предприятиям, закон не выделяет такую категорию, как «особо ценное движимое имущество», в отличие от имущества, которое принадлежит государственным и муниципальным учреждениям на праве оперативного управления (п. 2, 3 ст. 298, п. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ, п. 6, 10, 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Согласно п. 3 ст. 18 Закона № 161-ФЗ движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Абзацем вторым п. 4 ст. 18 Закона № 161-ФЗ установлено, что уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и(или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Также с согласия собственника имущества унитарного предприятия принимается решение о совершении предприятием крупной сделки, под которой понимается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда государственного или муниципального предприятия, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами (п. 1, 3 ст. 23 Закона № 161-ФЗ).
Без согласия собственника имущества не может быть совершена и сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия (п. 1 ст. 22 Закона № 161-ФЗ).
Если списание этого имущества не приводит к невозможности осуществления МУП своей уставной деятельности, полагаем, что предприятие вправе списать это имущество без согласования с учредителем, если необходимость такого согласования не предусмотрена уставом МУП. В случае отчуждения автомобиля или деталей, которые будут получены после ее разукомплектования, согласовывать такую сделку с собственником имущества предприятию потребуется при наличии у нее признаков крупной сделки или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (пп. 15 п. 1 ст. 20 Закона № 161-ФЗ).