В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. На основании ст.ст. 125 и 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника могут осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст. 294, 296 ГК РФ (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация обладает правами юридического лица, а в соответствии с п. 2 ст. 41 данного Закона она является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица. В случае если на уровне муниципального образования для осуществления полномочий собственника в составе местной администрации не создано структурного подразделения, наделенного статусом юридического лица, то полномочия по ведению учета имущества казны, а также формирование бюджетной отчетности в рамках полномочий собственника имущества осуществляет местная администрация.

Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).

Таким образом, орган местного самоуправления может приобретать (создавать) объекты нефинансовых активов:

1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;

2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.

Орган местного самоуправления самостоятельно определяет, какое имущество включить в состав муниципальной казны, а какое отнести к объектам основных средств, т. е. передать в оперативное управление администрации сельского поселения как юридическому лицу – казенному учреждению.

Соответствующее решение уполномоченного органа местного самоуправления (иного уполномоченного лица) оформляется в установленном порядке (см., в частности, ст. 43 Закона № 131-ФЗ).

В основе обоснования, как правило, лежит принцип «необходимо ли данное имущество для исполнения полномочий органа местного самоуправления или нет». Если да, то основные средства, если нет – муниципальная казна. Такой перевод возможен в любое время.

Для оформления выбытия имущества применяется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Конкретный перечень документов, прилагаемых к актам приема-передачи имущества, также может определяться соответствующим органом в рамках его полномочий.

Таким образом, по сути, в рассматриваемой ситуации осуществляется передача органом местного самоуправления как казенного учреждения муниципального имущества органу, осуществляющему от имени муниципального образования права собственника имущества.

Согласно положениям Инструкции № 162н при передаче объектов имущества в казну казенное учреждение может использовать счет 1 304 04 3ХХ при безвозмездной передаче в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств, в части основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.

В бюджетном учете местной администрации как получателя бюджетных средств могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

1. Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 101 ХХ 410 – отражено выбытие автомобиля по факту прекращения права оперативного управления.

2. Дебет КРБ 1 104 ХХ 411 Кредит КРБ 1 304 04 310 – отражена передача ранее начисленной суммы амортизации на автомобиль (при наличии).

В бюджетном учете местной администрации как органа, наделенного полномочиями по учету имущества казны:

1. Дебет КБК 1 108 52 310 Кредит КРБ 1 304 04 310 – автомобиль принят в состав имущества казны.

2. Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 104 52 411 – принята ранее начисленная амортизация на автомобиль (при наличии).

Обратим внимание, что на объекты основных средств с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну (п. 94 Инструкции № 157н). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения основного средства в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету такого объекта, поступившего на праве оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

Продажа автомобиля (приватизация). Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну публично-правового образования, осуществляется в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми на уровне такого публично-правового образования (п. 28 Инструкции № 157н, письмо Минфина России от 21.02.2012 № 02-06-10/559).

При этом объекты нефинансовых активов, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, отражаются в бюджетном учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен (п. 28 Инструкции № 157н).

Для целей Инструкции № 157н объектами нефинансовых активов признаются в том числе активы, составляющие государственную (муниципальную) казну (п. 22 Инструкции № 157н). В связи с этим полагаем, что положения п. 28 Инструкции № 157н могут быть применены и в отношении объектов имущества казны.

Следовательно, так как в рассматриваемой ситуации имущество казны реализуется индивидуальному предпринимателю, их стоимость должна быть переоценена до справедливой.

Отражение финансового результата от оценки имущества казны до справедливой стоимости отражается по дебету (кредиту) счета 0 401 10 176 «Доходы от оценки активов и обязательств» и кредиту (дебету) соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» (п. 38 Инструкции № 162н).

Доходы от реализации материальных запасов отражаются на счете 0 205 71 000 «Расчеты по доходам от операций с основными средствами».

В соответствии с Порядком № 209н начисление сумм доходов от операций с активами в виде материальных запасов относится на подстатью 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ. Для отражения кассовых поступлений данная подстатья не применяется (пп. 9.7.2 п. 9 Порядка № 209н). Начисление денежных средств от реализации материальных запасов, учитываемых в составе муниципальной казны, следует отражать по соответствующей подстатье статьи 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ.

Таким образом, в соответствии с положениями Инструкции № 162н операции по реализации имущества казны могут быть оформлены следующими корреспонденциями счетов:

1. Дебет КРБ 1 108 52 34Х Кредит КДБ 1 401 10 176 – отражено увеличение стоимости автомобиля до его справедливой стоимости.

2. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 108 52 44Х – отражено выбытие имущества казны в связи с его реализацией.

3. Дебет КДБ 1 205 71 564 Кредит КДБ 1 401 10 172 – отражено начисление доходов от реализации имущества казны.

4. Дебет КДБ 1 210 02 44Х Кредит КДБ 1 205 71 664 – отражено поступление доходов от реализации автомобиля на лицевой счет администратора доходов.