В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с БК РФ. При этом вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом № 131-ФЗ осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется органами местных администраций муниципальных образований в рамках всего публично-правового образования. Полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля установлены ст. 269.2 БК РФ.

Деятельность по осуществлению муниципального финансового контроля не является деятельностью по решению вопросов местного значения, поскольку осуществление такого муниципального финансового контроля регулируется нормами бюджетного законодательства, а вопросы, касающиеся передачи полномочий органов местного самоуправления, в том числе по решению вопросов местного значения, не относятся к предмету регулирования бюджетного законодательства РФ и регулируются Законом № 131-ФЗ (см., в частности, письмо Минфина России от 15 декабря 2020 г. № 02-09-09/109960 «Об особенностях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля»). Соответственно, решение о передаче полномочий по осуществлению муниципального финансового контроля не может быть принято на основании положений ч. 4 ст. 15 Закона № 131-ФЗ.

В то же время при реализации положений бюджетного законодательства РФ, состоящего из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 БК РФ), следует исходить из разрешительного типа правового регулирования («дозволено только то, что прямо разрешено законом») и закрепленного законом закрытого перечня полномочий властных структур и их должностных лиц. Указанный принцип вытекает из подзаконного характера исполнительной власти и ее полномочий, предусмотренного, в частности, ст. 114 и 115 Конституции Российской Федерации (см., в частности, письмо Минфина России от 21.10.2020 № 02-06-10/93946). Соответственно, непосредственно нормами бюджетного законодательства не может быть установлен запрет на передачу полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю.

Решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля будет в полной мере соответствовать требованиям действующего законодательства РФ в том случае, если возможность передачи полномочий будет прямо предусмотрена непосредственно положениями БК РФ либо положениями утвержденных в соответствии с п. 3 ст. 269 2 БК РФ федеральных стандартов. Вместе с тем на практике подобные решения довольно широко распространены.

Таким образом, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе передать полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю органам местного самоуправления муниципального района на основании соглашения, заключаемого в соответствии с БК РФ.

При этом, по нашему мнению, невозможна передача части полномочий. Либо полномочия полностью передаются, либо не передаются вовсе.

Органы внутреннего государственного (муниципального) финконтроля уполномочены на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением закупок в сфере гособоронзаказа (п. 1 ст. 269.2 БК РФ, п. 3 ч. 1, ч. 8 и 9 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Контроль осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом № 44-ФЗ, БК РФ и принимаемыми в соответствии с ними НПА РФ:

- Федеральным казначейством – в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;

- органом госфинконтроля субъекта РФ – в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;

- органом муниципального финконтроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, – в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Вместе с тем согласно п. 2.1 ст. 266.1 БК РФ органы внутреннего госфинконтроля субъекта РФ осуществляют контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта РФ межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финобеспечения (софинансирования) которых являются указанные трансферты, в том числе в отношении финорганов и ГАБС (АБС), которому предоставлены межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также юридических и физических лиц, ИП (с учетом положений п. 2 настоящей статьи БК РФ), которым предоставлены средства из этого бюджета (письмо Минфина России от 31.03.2020 № 02-09-07/25297).

В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ контроль осуществляется в отношении:

- соблюдения правил нормирования;

- определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта единицы товара, работы, услуги;

- соблюдения требований к исполнению, изменению контракта, соблюдения условий контракта, соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

- соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Проверки могут проводиться как на этапе планирования (утверждения планов закупок и планов-графиков), так и на этапе исполнения контрактов (договоров).

В соответствии с ч. 11.2, 27.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ Федеральное казначейство проводит проверки осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), контроля за соблюдением Закона № 44-ФЗ. При осуществлении Федеральным казначейством подобных проверок в отношении органов внутреннего муниципального финансового контроля применяются положения ч. 2 ст. 77 Закона № 131-ФЗ.

Кроме того, контроль в сфере закупок, предусмотренный п. 2 ч. 1, ч. 5–7 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, осуществляет Федеральное казначейство, финорганы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами (см. также п. 1, 5.29 Положения № 703).

Таким образом, в рамках закупок органы контроля сельского поселения осуществляют контроль в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Также на поселения могут быть возложены обязанности по проведению контроля в соответствии с ч. 5–5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Эти полномочия, дополнительно к полномочиям, предусмотренным ст. 269.2 БК РФ, могут будут переданы в муниципальный район при заключении соответствующего соглашения.