Вопрос: Какие первичные документы должны быть оформлены в государственном бюджетном учреждении Республики Крым при проведении процедуры списания имущества (железные кровати) и реализации в качестве металлолома?
- 03.06.2024

Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Соответственно, такой порядок и определяет пошаговый алгоритм действий по принятию решения о списании имущества.
Подготовка и принятие решения о списании противогазов осуществляются профильной комиссией учреждения, действующей на постоянной основе с учетом особенностей, установленных на уровне каждого публично-правового образования (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). В Республике Крым – это Закон от 25 декабря 2014 г. № 51-ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым».
Согласно ст. 10 Закона № 51-ЗРК/2014 списание имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением Республики Крым, осуществляется государственным бюджетным учреждением Республики Крым в отношении:
- особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, на основании решения Совета министров Республики Крым;
- движимого имущества первоначальной стоимостью от 40 000 руб. до 200 000 руб. включительно за инвентарную единицу на основании решения исполнительного органа Республики Крым, осуществляющего функции и полномочия учредителя (собственника имущества) государственного бюджетного учреждения Республики Крым, о списании имущества при наличии согласования уполномоченного органа.
Особенности утилизации имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, после принятия решения о его списании предусмотрены ст. 30 Закона № 51-ЗРК/2014. Так, утилизация выбывшего из эксплуатации имущества осуществляется организациями, имеющими в случаях, установленных законодательством, лицензию на проведение работ по утилизации имущества. В случае если законодательством не установлено требование об утилизации имущества организациями, имеющими лицензию на проведение соответствующих работ, утилизация производится организациями, у которых одним из видов деятельности, указанных в уставах, является осуществление соответствующих работ. Субъект списания, осуществляющий процедуру ликвидации объекта недвижимого имущества, обязан привести земельный участок в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в учреждении создается комиссия по поступлению и выбытию активов (далее – Комиссия), действующая на постоянной основе (п. 34 Инструкции № 157н). Именно Комиссия принимает решение о целесообразности дальнейшего использования имущества, в том числе решает вопрос о возможности утилизации всего объекта или его частей. Итогом работы Комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами Комиссии соответствующие первичные учетные документы о списании материальных ценностей, которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях. Отметим, что начиная с 01.01.2024 в соответствии с нормами приказа № 61н при оформлении списания объектов учета нефинансовых активов, в том числе основных средств, включая объекты стоимостью до 10 000 рублей, в случае утраты ими потребительских свойств, гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения объектов нефинансовых активов, в том числе при выявлении недостачи (хищении), по результатам инвентаризации применяется унифицированная форма электронного первичного учетного документа – Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454) (далее – Акт о списании (ф. 0510454)).
Вместе с тем унифицированная форма первичного учетного документа – Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), утвержденная приказом № 52н, также является действующей.
Указанные формы первичных учетных документов схожи по своему содержанию.
В этой связи подчеркнем, что приказом № 61н предусмотрены формы именно электронных первичных документов, применяемых в том числе в целях обеспечения информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем и информационных ресурсов, средствами которых осуществляется информационное взаимодействие (формирование и обмен информацией). Такие документы подписываются квалифицированной электронной подписью либо в установленных случаях простой электронной подписью (п. 1 Приложения № 5 к приказу № 61н).
В то же время п. 6 Приложения № 5 к приказу № 61н также предусмотрено, что в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе, а также при отсутствии организационно-технической возможности субъекта учета формирования и хранения электронных документов, формы унифицированных электронных первичных учетных документов применяются для формирования первичных учетных документов на бумажном носителе с одновременным представлением лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, электронного образа (скан-копии) такого документа.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, считаем целесообразным применять в целях списания объектов основных средств Акт о списании (ф. 0510454) (п. 64.55 приказа № 61н).
Однако независимо от применяемой учреждением формы акта о списании мероприятие по утилизации (уничтожению) имущества является отдельным фактом хозяйственной жизни, связанным с мероприятиями по списанию, который также в обязательном порядке подлежит оформлению первичными учетными документами (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ, п. 20 Стандарта «Концептуальные основы...»).
Если ранее унифицированной формы документа, позволяющего зафиксировать факт утилизации имущества, предусмотрено не было, то с 19.12.2021 приказом Минфина России от 30.09.2021 № 142н Приложение № 2 приказа № 61н дополнено формой 0510435.
Таким образом, в случае проведения работ по утилизации (уничтожению) имущества ответственным членом Комиссии формируется Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435).
Обратите внимание, что приказ № 61н не содержит каких-либо исключений для формирования Акта об утилизации (ф. 0510435) в зависимости от сложности и способа проводимых работ по утилизации (п. 18.1 приказа № 61н).
Исключения, при которых Акт об утилизации (ф. 0510435) не формируется, составляют случаи, при которых утилизация имущества невозможна, в частности, в случае недостачи (хищения) объектов. В иных случаях, при которых выбываемый объект подлежит утилизации (уничтожению), в том числе собственными силами, формирование Акта об утилизации (ф. 0510435) является обязательным (п. 64.59 приказа № 61н).
Дополнительно отметим, что в разделе «Результаты выбытия» Акта о списании (ф. 0504104) проставляется отметка о результатах выбытия, что не отменяет необходимости оформления документа, непосредственно подтверждающего факт утилизации.
Учитывая, что приказ № 52н не содержит иной (похожей) унифицированной формы документа, позволяющего зафиксировать процесс утилизации, считаем, что применение унифицированного Акта об утилизации (ф. 0510435), даже в случае если учреждение продолжает формировать первичные учетные документы на бумажных носителях, является обязательным.
Таким образом, считаем, что даже в случае применения Акта о списании (ф. 0504104) при списании нефинансовых активов (мебели) следует формировать документ, подтверждающий факт утилизации, а именно Акт об утилизации (ф. 0510435), который, в свою очередь, будет служить основанием для заполнения раздела «Результаты выбытия» формы 0504104.
В результате проведенных мероприятий по списанию (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплектации имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, в распоряжении учреждения могут оставаться материальные ценности – отходы (металлолом, макулатура, ветошь и т. п.), а также комплектующие, запасные части и другие «вторичные» материалы.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Учитывая положения п. 2, 3 ст. 299 ГК РФ, можно сделать вывод, что материальные запасы (металлолом и иные отходы), поступающие в связи со списанием объектов имущества, принадлежат учреждению на праве оперативного управления. Однако это не означает, что все полученные детали подлежат балансовому учету – оприходовать можно только те, которые соответствуют критериям отнесения к нефинансовым активам, то есть пригодны для использования в деятельности учреждения, переработки, реализации. Это следует из экономического смысла понятия «актив» (п. 36 Стандарта «Концептуальные основы...»).
Соответственно, в условиях договора с утилизирующей организацией следует предусмотреть, возвращается ли организацией-переработчиком учреждению полученный при ликвидации основного средства металлолом (в т. ч. драгметаллы), либо он остается в распоряжении переработчика. В обоих случаях учреждение оплачивает переработчику стоимость услуг по утилизации. Во втором случае специализированная организация оплачивает учреждению стоимость полученного металлолома (т. е. учреждение реализует металлолом специализированной организации).
Принятие к учету металлолома в качестве материальных запасов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 340 «Материальные запасы» в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» при ликвидации основных средств (п. 34 Инструкции № 174н, см. также письмо Минфина России от 22.10.2020 № 02-08-10/93231).
Так, для оформления операции по сдаче на склад остатков материалов, образовавшихся в результате разборки, выбытия основных средств, применяется Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) (Методические указания к приказу № 52н). Для Приходного ордера (ф. 0504207) в приказе № 61н не предусмотрено аналога.
Вместе с тем приказом Минфина России от 30.10.2023 № 174н в приказ № 61н были внесены изменения. Изменения применяются при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений с 01.01.2025, при ведении бюджетного учета уполномоченной организацией в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений – с 01.01.2024.
Так, приказом № 174н была расширена сфера применения Акта о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448). Пунктом 64.1 Методических указаний к приказу № 61н прямо предусмотрено применение Акта о приеме-передаче (ф. 0510448), в том числе при оприходовании материальных ценностей, созданных (полученных) в результате ремонта, реконструкции, модернизации объектов НФА, а также ликвидации (демонтажа, утилизации) основных средств.
Кроме того, косвенно на использование Акта о приеме-передаче (ф. 0510448) при оприходовании материальных ценностей в результате ликвидации (демонтажа, утилизации) основных средств указывал, до внесенных приказом № 174н изменений, п. 64.6 Методических указаний, согласно которому в указанном случае Акт о приеме-передаче (ф. 0510448) должен оформляться в одностороннем порядке (принимающей стороной).
Приказ № 174н в части сроков применения не содержит нормы о том, что его необходимо использовать до 01.01.2025 в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета). Несмотря на отсутствие в п. 2 приказа № 174н указаний на возможность досрочного применения его положений в случаях, предусмотренных учетной политикой, наличие в нем двух разных сроков, а также положения Стандарта «Учетная политика...» позволяют организациям бюджетной сферы, которые не входят в периметр централизации, применять новые положения досрочно, т. е. уже в 2024 году.
Таким образом, рекомендуем учреждению учитывать изменения, внесенные в Методические указания приказом № 174н, в частности, использовать в 2024 году при оприходовании металлолома в результате утилизации основных средств Акт о приеме-передаче (ф. 0510448) в одностороннем порядке.
Согласно п. 64.67 Методических указаний для оформления отпуска материальных ценностей (за исключением готовой продукции и товаров) учреждением-отправителем сторонним учреждениям (организациям)-получателям, физическим лицам, в т. ч. при продаже, применяется Накладная на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458). Соответственно, для отражения операции по выбытию металлолома со счета 105 00 в целях реализации учреждение может использовать Накладную (ф. 0510458).
Доходы учреждения (бюджета) отражаются в момент возникновения требований к специализированной организации согласно положениям договора на реализацию металлолома (п. 220, 221 Инструкции № 157н).
Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности (п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 980). При этом согласно п. 13 Правил № 980 лицу, сдающему металлолом, выдается экземпляр Приемосдаточного акта на бумажном носителе или направляется в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (Приложение № 1 к Правилам № 980). В данном акте содержится вся информация, необходимая для отражения в учете начисления доходов: вес нетто, цена (с учетом засоренности металлолома), а также сумма, которую должна уплатить специализированная организация.
Доходы от реализации металлолома отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» и относятся на подстатью 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ (п. 12.2.4 Порядка № 82н, п. 12.4.6 Порядка № 209н) и КБК группы 000 1 14 02000 00 0000 000 «Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений...) (см. также письма Минфина России от 22.10.2020 № 02-08-10/93231, от 17.06.2019 № 02-08-10/43765).
Начисление доходов от реализации согласно учетной политике организации может отражаться бухгалтерской записью): Дебет 2 205 74 56Х Кредит 2 401 10 172.
Категории
- Бухгалтерский (бюджетный) учет
- Законодательство о бухучете, Стандарты бухучета (СГС, ФСБУ)
- Некоммерческие организации (казенные, бюджетные и автономные учреждения)
- Основные средства
- Первичные учетные документы (оформление, хранение, уничтожение)
- Порядок применения КБК (КВР, КОСГУ)
- Списание муниципального имущества (выбытие нефинансовых активов)
- Учет операций по реализации металлолома
- Электронный документооборот (ЭДО), электронное актирование в ЕИС, электронная цифровая подпись (ЭЦП)
