Согласно ч. 3 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и(или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 настоящей статьи.
В свою очередь, согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного ч. 14 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ) признается заказчиком, уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные данной статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 той же статьи, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона № 44-ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на 25 % и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).
Как видим, ч. 13 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена возможность признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта по причине непредставления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта. Не предусмотрена возможность признания победителя электронного аукциона уклонившимся по причине непредставления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, и иными положениями Закона № 44-ФЗ.
Более того, в соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт, считается уклонившимся от заключения контракта в случае непредоставления им обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта. Как видим, данная норма ставит признание участника закупки в зависимость от получения заказчиком самого обеспечения исполнения контракта, а не от получения заказчиком документов, подтверждающих предоставление такого обеспечения.
Практики, связанной с применением требований ч. 13 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ в аналогичных ситуациях, нам найти не удалось. Однако отметим, что до вступления в силу требований данной статьи антимонопольные органы придерживались позиции, что в случае перечисления на счет заказчика суммы обеспечения исполнения контракта в требуемом размере сам по себе факт непредставления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, не является основанием для признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, в приведенной ситуации непредставление победителем аукциона документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, не является безусловным основанием для признания такого участника уклонившимся от заключения контракта. Следовательно, подписание такого контракта со стороны заказчика не может расцениваться как нарушение законодательства о контрактной системе.