Прежде всего отметим, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», далее – Закон № 25-ФЗ).
Частью 3 ст. 16 Закона № 25-ФЗ предусмотрен перечень документов, который представляет гражданин при поступлении на муниципальную службу.
Так, в соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 16 Закона № 25-ФЗ при поступлении на муниципальную службу гражданин наряду с другими документами должен представить заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу.
Вместе с тем гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу (ст. 13 Закона № 25-ФЗ).
Таким образом, работодатель при приеме на работу вправе требовать с гражданина представления заключения медицинского учреждения об отсутствии заболевания и справки об отсутствии судимости. Если гражданин не представляет данные документы, то работодатель вправе не принимать его на работу.
При этом полагаем, что прием на работу сотрудника при отсутствии у него вышеуказанных документов сам по себе не может свидетельствовать о нарушении работодателем трудового законодательства и служить основанием для привлечения работодателя (его должностных лиц) к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Однако если выяснится, что у гражданина есть заболевание, препятствующее поступлению на муниципальную службу, или он осужден к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, то, по нашему мнению, факт допуска такого работника к исполнению обязанностей может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
Также возможна дисциплинарная ответственность лиц, ответственных за прием на работу.
Стоит отметить, что в соответствии со ст. 19 Закона № 25-ФЗ, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст.ст. 13, 14, 14.1 и 15 указанного Федерального закона.
При этом в судебной практике высказана позиция о том, что даже если, в частности, медицинская справка была представлена после поступления на работу, то все равно трудовой договор подлежит расторжению, поскольку изначально (при приеме) не были соблюдены ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, что является самостоятельным основанием для применения положений ст. 19 Закона № 25-ФЗ (см., например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28.06.2018 по делу № 33-12007/2018).