Увольнение работника по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ возможно в случае неоднократного неисполнения им трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Закон не содержит прямого ответа на вопрос о том, каково минимальное количество проступков, образующих неоднократность, и входят ли в их число те, за которые уже применено дисциплинарное взыскание.

Соответствующие разъяснения содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2. Согласно п. 33 этого документа работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено.

На основе этого толкования в судебной практике сложилось понимание неоднократности как повторного нарушения трудовой дисциплины в период действия ранее наложенного взыскания. Иными словами, совершения работником, имеющим дисциплинарное взыскание, одного нового дисциплинарного проступка достаточно для увольнения по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ. Также это означает, что для увольнения за неоднократность достаточно наличия одного ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Иными словами, использованная законодателем формулировка означает, что увольнение по этому основанию возможно только при наличии одновременно двух обстоятельств:

1) работник не в первый раз совершил дисциплинарный проступок;

2) работник имеет дисциплинарное взыскание.

Таким образом, если у работника имеется хотя бы одно неснятое в порядке ст. 194 ТК РФ дисциплинарное взыскание, то за совершение нового дисциплинарного проступка он может быть уволен по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ. В соответствии с частью третьей ст. 192 ТК РФ увольнение по п. 5 части первой ст. 81 является дисциплинарным взысканием. Следовательно, при увольнении работника за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей работодателю необходимо соблюсти не только общий порядок расторжения трудового договора, предусмотренный ст. 84.1 ТК РФ, но и порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, зафиксированный в ст. 193 ТК РФ.

В частности, необходимо учесть тяжесть совершенного работником проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Увольнение, произведенное с нарушением этого требования, может быть признано судом незаконным (см., например, определения Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.04.2014 № 33-839/2014, Курганского областного суда от 17.10.2013 № 33-3104/2013). При этом увольнение как мера дисциплинарной ответственности применяется к работнику не по совокупности всех допущенных им нарушений, образующих неоднократность неисполнения трудовых обязанностей, а за конкретный проступок из числа таких нарушений. Соответственно, работодателю необходимо определить тяжесть именно этого проступка, а не всей последовательности противоправных действий работника. И хотя при определении соразмерности увольнения тяжести содеянного работодатель вправе учесть и предыдущие нарушения работника, проступок, сам по себе являющийся малозначительным, не может служить основанием для расторжения трудового договора (определение Верховного суда РФ от 17.01.2014 № 46-АПГ13-16).

Увольнение по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ, будучи дисциплинарным взысканием за конкретный проступок, возможно только при условии, что работник за такой проступок не был ранее привлечен к дисциплинарной ответственности. Иное являлось бы нарушением части пятой ст. 193 ТК РФ, согласно которой за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Таким образом, увольнение будет неправомерным, если за все нарушения дисциплины труда, положенные в основу приказа, работнику уже были объявлены замечания и(или) выговоры (определения Томского областного суда от 25.04.2014 № 33-1130/2014, Верховного суда Республики Марий Эл от 24.06.2014 № 33-1084/2014). Само по себе наличие у работника нескольких дисциплинарных взысканий не является основанием для увольнения за неоднократность. Таким основанием может являться только новый дисциплинарный проступок (определения Ленинградского облсуда от 19.06.2014 № 33-2994/2014, Санкт-Петербургского горсуда от 18.06.2012 № 33-8202/2012).