Правовые основы муниципальной службы регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, уставами муниципальных образований, решениями, принятыми на сходах граждан, и иными муниципальными правовыми актами. Действие трудового законодательства на муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными Законом № 25-ФЗ (ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона № 25-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона № 25-ФЗ муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ст. 10 Закона № 25-ФЗ). Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий (ст. 16 Закона № 25-ФЗ).

В свою очередь, трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ). Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. При этом работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (части первая и вторая ст. 20 ТК РФ).

Порядок изменения отношений муниципальной службы на трудовые отношения между одними и теми же субъектами ни законодательством о муниципальной службе, ни трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, не урегулирован. Действующее законодательство не содержит прямого запрета на перевод с муниципальной должности на должность, которая не является должностью муниципальной службы, без прекращения трудового договора. В то же время не предусмотрена законодательством и возможность такого перевода.

В соответствии с частью первой ст. 72.1 ТК РФ перевод на другую работу – это постоянное изменение трудовой функции работника (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы (часть вторая ст. 57 ТК РФ) и(или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. При переводе на другую работу у этого же работодателя трудовые отношения с работником продолжаются (часть первая ст. 72.1 ТК РФ). Происходит лишь изменение условий трудового договора, который сохраняет свою силу. Отметим, что в этом случае у работодателя нет оснований для осуществления с работником окончательного расчета.

Таким образом, перевод осуществляется всегда в рамках трудовых правоотношений. В рассматриваемой ситуации изменяется природа правоотношений между сторонами трудового договора (контракта), в связи с чем меняется и статус сторон: с представителя нанимателя на работодателя, с муниципального служащего – на работника. Поэтому, на наш взгляд, изменение отношений муниципальной службы на трудовые отношения между одними и теми же субъектами не может оформляться переводом муниципального служащего. Проанализировав положения законодательства о муниципальной службе, мы приходим к выводу, что муниципальный служащий может быть переведен лишь на другую должность муниципальной службы (см. ст. 9.1, ч. 5 ст. 18 Закона № 25-ФЗ). Косвенно это подтверждают и некоторые решения судов, свидетельствующие об обязанности нанимателя в необходимых случаях предлагать увольняемому муниципальному служащему именно должности муниципальной службы (п. 2.6 Обзора судебной практики Верховного суда Республики Хакасия по рассмотрению гражданских дел в кассационном порядке за I полугодие 2007 г., определение Рязанского областного суда от 24.01.2007 № 33-90, решение Боровичского районного суда Новгородской области от 19.12.2016 по делу № 2-2707/2016). Поэтому полагаем, что для «перехода» на другую работу, не связанную с муниципальной службой, муниципальному служащему следует расторгнуть трудовой договор с представителем нанимателя (работодателем).

Трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, а также по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случаях, установленных в ст. 19 Закона № 25-ФЗ. В частности, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ) или по инициативе служащего (ст. 80 ТК РФ). При этом в силу ст. 140 ТК РФ в день увольнения муниципальному служащему должна быть осуществлена выплата всех причитающихся ему сумм.

В заключение подчеркнем, что сказанное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов или позиции суда при рассмотрении спора.