В силу ст.ст. 114 и 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Согласно ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Частью пятой ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалидам любой группы ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью не менее 30 календарных дней. Соответственно, с момента установления инвалидности работник имеет право на ежегодный отпуск продолжительностью 30 дней.

При этом законодательство не регламентирует порядок предоставления гарантий и льгот в ситуации, когда работодателю не было известно о факте установления работнику инвалидности. Суды при рассмотрении споров о предоставлении в подобных случаях неиспользованных дней отпуска не выработали единого подхода.

Так, некоторые суды придерживаются позиции, согласно которой использование гарантий, в том числе и удлиненного отпуска, является правом работника, о намерении реализовать которое свидетельствуют действия по представлению работодателю документов, удостоверяющих инвалидность. В отсутствие такого информирования суды признают, что обязанность по предоставлению работнику удлиненного отпуска за период, когда работодателю не было известно о факте инвалидности, у последнего отсутствует (апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 24.04.2014 по делу № 33-2408/2014; апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда Белгородской области от 19.11.2013 по делу № 33-3834; решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 20.08.2014 по делу № 2-1667/2014).

Другие полагают, что работник за предыдущие рабочие периоды имеет право на основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 дней исходя из того, что это право инвалида предусмотрено федеральным законом и не зависит от усмотрения работодателя (апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 18.06.2013 по делу № 33-1817/2013; апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 17.12.2013 по делу № 33-3769; решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 30.08.2011 по делу № 2-3619/2011).

По нашему мнению, в приведенной ситуации следует учитывать, что основанием для предоставления работнику гарантий и льгот, предусмотренных действующим законодательством, в том числе удлиненного отпуска, является предъявление сотрудником работодателю справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей установление работнику инвалидности (п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95). При этом по смыслу закона информирование работодателя об установлении инвалидности – это право работника, а не обязанность. За сокрытие от работодателя информации о наличии инвалидности работник не несет ответственности. Работодатель также не обязан запрашивать у работника сведения о наличии инвалидности. В связи с этим полагаем, что работодатель, которому не было известно о факте установления работнику инвалидности, также не может быть ответственным за непредоставление гарантий, предусмотренных законодательством. Исходя из сказанного, мы полагаем, что обязанность по предоставлению работнику предусмотренных законом гарантий наступает у работодателя с момента представления ему документов, удостоверяющих инвалидность. Соответственно, работодатель не обязан предоставлять неотгулянные дни отпуска за прошлые периоды.