Подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляются профильной комиссией учреждения, действующей на постоянной основе (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 57н).
Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в определенных действующими нормативными правовыми актами случаях.
В соответствии с положениями п. 373 Инструкции № 157н учет находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением, осуществляется за балансом на счете 21 «Основные средства в эксплуатации». Напомним, что ранее на этом счете отражались объекты основных средств стоимостью до 3000 рублей.
Этим же пунктом предусмотрено, что выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи и(или) принятия решения о их списании (уничтожении), производится на основании Акта (Акта приема-передачи, Акта о списании) по стоимости, по которой объекты были приняты к забалансовому учету. При этом бухгалтерские записи делаются с указанием той стоимости, по которой объекты ранее принимались к забалансовому учету.
При этом указаний о применении конкретной формы акта о списании объектов основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно ни Инструкция № 157н, ни Инструкция № 162н (приказ Минфина РФ от 06 декабря 2010 г. № 162н) не содержат.
В этой связи напомним, что согласно п. 6 Инструкции № 157н субъект учета вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции № 157н.
Таким образом, учреждению в составе учетной политики следует закрепить форму акта, применяемую для списания печатей и штампов стоимостью до 10 000 рублей включительно. Указанная форма может быть как унифицированной, так и самостоятельно разработанной в учреждении с содержанием обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Из сказанного следует, что списание с учета печатей и штампов учреждения следует осуществлять в соответствии с требованиями положений Инструкции № 157н на основании соответствующих Актов о списании.
При этом с учетом специфики рассматриваемых нефинансовых активов в акте на списание в обязательном порядке в качестве мероприятия, предусматривающего дальнейшую судьбу списываемых печатей и штампов, должно быть предусмотрено мероприятие по их уничтожению.
Единого порядка, регламентирующего уничтожение печатей и штампов, на законодательном уровне не установлено. Порядок уничтожения печатей и штампов может предусматриваться региональными или ведомственными нормативными актами. Если же такого порядка не установлено, учреждение может самостоятельно закрепить его в своем внутреннем документе. Например, это может быть положение о порядке учета, использования, хранения и уничтожения печатей и штампов в учреждении.
В данном положении можно предусмотреть в том числе и способы уничтожения печатей и штампов (например, самостоятельно учреждением; специальной штемпельно-граверной мастерской; органом по учету печатей), формы и сроки хранения актов об уничтожении печатей и штампов и т. п.
Уничтожение печатей и штампов, как правило, производится специализированной комиссией, которая создается приказом руководителя учреждения и предполагает полное разрушение их печатающей поверхности и формы, не допускающее возможности восстановления и дальнейшего использования.
При уничтожении печатей и штампов без привлечения сторонних организаций комиссия учреждения определяет технологический способ уничтожения печатей и штампов: изделия из каучука, резины разрезаются на мелкие части или сжигаются, из металла – опиливаются двумя перекрестными линиями.
Составленный при уничтожении печатей и штампов акт утверждается руководителем. При этом в акте следует указать:
- состав комиссии;
- время и место уничтожения печатей и штампов;
- обоснование уничтожения;
- наименование и оттиски уничтоженных печатей и штампов;
- способ уничтожения;
- заключение комиссии о приведении печати (штампа) в состояние, исключающее возможность восстановления и дальнейшего использования;
- подписи членов комиссии.