Бюджетные учреждения согласно п. 5, 6 ст. 123.22 и п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться любым поступающим в их распоряжение имуществом, в том числе и денежными средствами, и отвечают им по своим обязательствам, за исключением:

- особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;

- соответствующего недвижимого имущества.

В свою очередь, согласно бюджетному законодательству целевой характер имеют только средства субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а не доходы, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий (см. письмо Минфина России от 26.09.2013 № 02-15-11/39907).

Таким образом, неустойки, пени и штрафы, поступающие в бюджетные учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами бюджетных учреждений, подлежат отражению по виду финансового обеспечения «2» и расходуются в общеустановленном порядке (см., в частности, письма Минфина России от 13.11.2019 № 09-07-08/87810, от 18.09.2012 № 02-06-10/3788, от 20.09.2012 № 02-06-10/3831, от 17.04.2013 № 02-06-10/13003).

Средства от поступления неустойки по муниципальным контрактам, в том числе в целях софинансирования которых предоставляются МБТ, относятся к неналоговым доходам бюджетов и в полном объеме подлежат зачислению в доход бюджета публично-правового образования, от имени которого заключался контракт (ст. 40, 41 и 46 БК РФ). Условиями контракта может быть предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком/подрядчиком/исполнителем обязательств по уплате неустойки заказчик вправе осуществить перечисление суммы неустойки в доход соответствующего бюджета за него из средств оплаты по контракту. В этом случае при приеме платежных документов на оплату неустойки по контрактам, расходные обязательства по оплате которых софинансируются из бюджета другого уровня, казначейские/финансовые органы должны осуществлять контроль:

- на наличие в контракте условия о перечислении заказчиком сумм неустойки за поставщика/исполнителя;

- на соответствие КВР, указанного в платежном документе, коду вида расходов, по которому подлежит оплате соответствующий контракт, с указанием в назначении платежа «неустойка» (см. письмо Минфина России от 01.09.2020 № 09-00-03/76519).

Расчеты по доходам от пеней, неустоек, возмещения ущерба, возникающих в связи с нарушением условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных гражданско-правовых договоров, в частности по договорам аренды, купли-продажи, отражаются на счете 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» (п. 109 Инструкции № 174н, письмо Минфина России от 03.04.2020 № 02-07-10/26923).

В соответствии с положениями п. 12.1.4 Порядка № 82н, п. 9.4.1 Порядка № 209н доходы от денежных взысканий (в том числе штрафов, пеней, неустоек) за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, подлежат отражению по подстатье 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ в увязке со статьей аналитической группы подвида доходов бюджетов (АнКВД) 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» (см. также письмо Минфина России от 15.08.2019 № 02-07-10/62096).

По мнению специалистов Минфина России, в 1–4 разрядах номера счета расчетов по доходам от штрафных санкций за недобросовестное исполнение контракта бюджетным учреждениям целесообразно отражать код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела расходов исходя из оказываемых (выполняемых) учреждением услуг (работ, функций) в рамках которых осуществляются расходы (принимаются обязательства) (см. письмо Минфина России от 13.11.2020 № 02-08-10/99459).

В соответствии с положениями п. 109 Инструкции № 174н начисление доходов в сумме предъявленных к уплате штрафов и пеней при наличии подтверждения от контрагента отражается в учете бухгалтерской проводкой:

Дебет 2 209 41 56Х Кредит 2 401 10 141 Соответствующий первичный учетный документ: Договор (контракт), расчет; Требование об уплате неустойки (претензия); Двусторонний акт.

Если получение дохода обусловлено событиями, которые произойдут в будущем, по кредиту следует показать счет 401 40 «Доходы будущих периодов» (п. 7 Стандарта «Доходы»). При этом величина оценочных значений ожидаемых доходов, в сумме предъявляемых исковых требований, подлежит отражению в прогнозных значениях (письмо Минфина России от 19.06.2019 № 02-07-10/44710, Решение АС Свердловской области от 22.01.2021 по делу № А60-55395/2020).

Например, предъявленное учреждением требование об уплате неустойки не подтверждено контрагентом и может быть оспорено в суде. Поэтому при направлении претензии в учете надо сделать проводку (см. письмо Минфина России от 03.09.2018 № 02-05-11/62851):

Дебет 2 209 41 56Х Кредит 2 401 40 141 Соответствующий первичный учетный документ: Договор (контракт), расчет; Требование об уплате неустойки (претензия).

Если был спор по величине неустойки и суд признал требования учреждения лишь частично, сторнировать ранее учтенные доходы будущих периодов не следует. По факту определения решением суда размера возмещения поставщиком штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) в бухгалтерском учете признаются доходы текущего отчетного периода. При этом разница между размером ущерба, определенным решением суда, и размером ущерба, начисленным учреждением, отражается в учете с использованием корреспонденции (п. 110 Инструкции № 174н, см. письмо Минфина России от 03.09.2018 № 02-05-11/62851):

Дебет 2 401 40 141 Кредит 2 209 41 66Х Соответствующий первичный учетный документ: Решение суда.

При получении средств от контрагента в добровольном порядке или по решению суда на основании документов, устанавливающих право требования штрафных санкций – подтверждение суммы контрагентом, вступившее в силу решение суда, – следует признать доход текущего года и отразить поступление суммы пеней и штрафов на лицевой счет. В учетных регистрах делается запись (п. 110, 158 Инструкции № 174н, п. 365 Инструкции № 157н):

Дебет 2 401 40 141 Кредит 2 401 10 141 Соответствующий первичный учетный документ.

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 41 66Х, Увеличение 17 (141 КОСГУ) Выписка из лицевого счета.