Средства, полученные бюджетным учреждением во временное распоряжение, при наступлении определенных условий подлежат возврату или перечислению по принадлежности (п. 267 Инструкции № 157н).
В определенных ситуациях средства во временном распоряжении могут переводиться в состав собственных средств – учитываться в качестве доходов от приносящей доход деятельности. Это, в первую очередь, зачет средств во временном распоряжении в счет уплаты предъявленных владельцу таких средств обязательств. К примеру, в случае удержания из средств обеспечения исполнения контракта сумм пеней, штрафов, неустоек (см., в частности, пример 4 Приложения № 1 к письму Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257).
Доходы в виде штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий контрактов отражаются по подстатье 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ. В аналогичном порядке могут отражаться и доходы бюджетного (автономного) учреждения от поступлений в виде суммы обеспечения заявок на участие в закупках в случаях, установленных ч. 11 ст. 44 Закона № 44-ФЗ, ч. 26 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ. Такие доходы не являются штрафами (пенями, неустойками) за нарушение условий контрактов (контракт еще не заключен), но согласно п. 9.4.1 Порядка № 209н на подстатью 141 КОСГУ также относятся доходы от денежных взысканий (в том числе штрафов, пеней) за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг, к числу которых вполне обоснованно могут быть отнесены и удержанные у участников закупок суммы обеспечения (см., в частности, письмо Минфина России от 15.08.2019 № 02-07-10/62096).
В то же время бывают ситуации, когда вернуть (перечислить по назначению) средства во временном распоряжении некому. К примеру, если контрагент исключен из ЕГРЮЛ. Действующие нормативные акты по ведению бухгалтерского учета бюджетных (автономных) учреждений не регулируют ситуации, при которых невостребованные средства во временном распоряжении могли бы переводиться в состав доходов таких учреждений.
Исходя из разъяснений Минфина России, невостребованные средства во временном распоряжении могут быть переведены бюджетным (автономным) учреждением в состав собственных доходов, если учреждение будет признано правообладателем таких средств по решению суда (письмо Минфина РФ от 24.04.2020 № 02-08-10/34472).
В случае перевода средств во временном распоряжении в состав собственных доходов бюджетные (автономные) учреждения отражают в учете внутренние записи:
- по списанию средств с кода вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении»;
- по отражению начисления и поступления дохода с кодом вида деятельности 2 «Приносящая доход деятельность».
Из вопроса непонятна причина перевода средств в доход учреждения. Здесь может быть два варианта:
1. В бюджетном учреждении задолженность по средствам во временном распоряжении, не истребованная законным владельцем, переводится в состав собственных средств (например, истек срок исковой давности или контрагент ликвидирован).
В данном случае в бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет
|
Кредит
|
Содержание операции
|
3 201 11 510
|
3 304 01 734
|
На лицевой счет учреждения поступили средства во временное распоряжение
|
Увеличение 17
(510 КОСГУ)
|
2 209 89 564
|
2 401 10 189 (*1)
|
На основании судебного решения или в связи с истечением срока исковой давности начислены доходы учреждения в размере средств во временном распоряжении, в отношении которых учреждение признано правообладателем
|
3 304 01 834
(контрагент)
|
3 304 01 732
(учреждение)
|
Закрыты расчеты с контрагентом по средствам во временном распоряжении, открыты расчеты с учреждением (*3)
|
3 304 01 832
(учреждение)
|
3 201 11 610 (*2)
|
Отражен перевод средств во временном распоряжении в состав собственных доходов учреждения, одновременно закрыты расчеты с учреждением
|
Увеличение 18
(610 КОСГУ)
|
2 201 11 510
|
2 209 89 664
|
Денежные средства зачислены в состав собственных доходов учреждения
|
___________________
*(1) Доходы бюджетного учреждения в случае невостребованности средств во временном распоряжении и при признании учреждения правообладателем по решению суда подлежат отражению по подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ и АнКВД 180 «Прочие доходы» (с учетом рекомендаций, которые содержатся в письмах Минфина РФ от 24.04.2020 № 02-08-10/34472, Федерального казначейства от 02.07.2021 № 07-04-05/05-15819).
*(2) Корреспонденция счетов Инструкцией № 174н для такой ситуации не предусмотрена, в связи с чем порядок ее отражения следует определить в учетной политике. В применении счета 304 06 в данном случае нет необходимости – зачет встречных требований не происходит.
*(3) 26-й разряд в номере счета формируется с учетом положений п. 7.1, 13.6 и 14.6 Порядка № 209н. В связи с отсутствием возможности осуществить возврат средств участнику торгов и возникновением у бюджетного/автономного учреждения расчетов с самим учреждением по решению суда целесообразно отразить смену контрагента в целях корректного формирования 26-го разряда номера счета 3 304 01 00Х.
2. Бюджетное (автономное) учреждение переводит в состав собственных доходов часть средств обеспечения исполнения контракта.
В данном случае в бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет
|
Кредит
|
Содержание операции
|
3 201 11 510
|
3 304 01 734
|
На лицевой счет поступили средства в счет обеспечения исполнения контракта
|
Увеличение 17
(510 КОСГУ)
|
2 209 41 564
|
2 401 10 141
|
Начислен доход учреждения в размере штрафных санкций по контракту
|
3 304 01 834
|
3 201 11 610
|
В установленном порядке произведен возврат части денежных средств, предоставленных в качестве обеспечения
|
Увеличение 18
(610 КОСГУ)
|
3 304 01 834
|
3 304 06 732
|
Произведено удержание суммы штрафных санкций из средств, полученных в качестве обеспечения исполнения контракта, одновременно закрыты расчеты с контрагентом
|
2 304 06 832
|
2 209 41 664
|
Погашена задолженность по штрафным санкциям зачетом на сумму удержанной неустойки
|
3 304 06 832
|
3 201 11 610 (*1)
|
Отражено уменьшение остатка средств во временном распоряжении на лицевом счете учреждения на сумму штрафных санкций
|
Увеличение 18
(610 КОСГУ)
|
2 201 11 510 (*1)
|
2 304 06 732
|
Отражено увеличение остатка собственных средств на лицевом счете учреждения и поступление доходов
|
Увеличение 17
(140 АнКВД,
141 КОСГУ)
|
____________________
*(1) Необходимость применения корреспонденции со счетом 201 11 обусловлена необходимостью корректировки остатка средств в разрезе источников финобеспечения при осуществлении операций по разным КФО, в том числе в случае, если операции с денежными средствами отражаются на одном лицевом (банковском) счете, иначе не будет пройдено контрольное соотношение в части изменения остатков денежных средств в разрезе КФО между Отчетом (ф. 0503737) и Сведениями (ф. 0503779).