В рамках выездной налоговой проверки могут проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Ограничение глубины периода проверки трехгодичным сроком не касается текущего года деятельности налогоплательщика. Положения ст. 89 НК РФ не содержат запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки (см., например, письма Минфина России от 26.07.2018 № 03-02-07/1/52519, ФНС России от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305, от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@).

Согласно ст.ст. 93, 94 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица нужные для проверки документы, а в случае необходимости запросить подлинники документов для ознакомления. Обязанность предоставлять проверяющим доступ к бухгалтерской базе 1С НК РФ не предусмотрена.

В то же время отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым органом правонарушением и влекут ответственность, определенную ст. 126 НК РФ. В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа производит выемку необходимых документов (на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку). Одновременно с налоговыми инспекторами в выездной налоговой проверке могут участвовать органы внутренних дел (по запросу налоговиков) (п. 1 ст. 36 НК РФ).

Кроме того, налоговые органы вправе производить выемку документов у налогоплательщика при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Таким образом, в случае непредставления организацией истребованных для проверки документов налоговая инспекция на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, в присутствии понятых, сотрудников полиции и проверяемого налогоплательщика может произвести выемку информационных баз. О том, что такое возможно, говорит и арбитражная практика (см., например, постановление АС Уральского округа от 10.02.2016 по делу № А50-948/2015).

Предоставление налоговому органу при проведении выездной налоговой проверки полного доступа к программе 1С исключает привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ (см. Определение Верховного суда РФ от 21.06.2021 № 308-ЭС21-8996 по делу № А32-48817/2018).