Согласно ст. 4 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» полномочия по регистрации граждан по месту жительства предоставлены федеральным органам исполнительной власти. К вопросам местного значения (гл. 3 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») такая регистрация не отнесена.
Как прямо следует из ст. 3 Закона № 5242-I, п. 12, 18, 44 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, сведения о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства находятся в распоряжении органов регистрационного учета и предоставляются заинтересованным лицам именно этими органами (Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержден приказом МВД России от 23 декабря 2022 г. № 984). При этом в соответствии с п. 2 Правил органами регистрационного учета являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Органы местного самоуправления поименованы в постановлении № 713 в качестве лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а не в качестве органов регистрационного учета. В их компетенцию входит предоставление органу регистрационного учета (многофункциональному центру) сведений о договоре социального найма жилого помещения, на основании которого заявитель становится на регистрационный учет (п. 9 Правил). Действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанность хранить сведения о регистрации и, соответственно, предоставлять их по запросам заинтересованных лиц. Поэтому, по нашему мнению, выдавать справки о регистрации по месту жительства органы местного самоуправления не уполномочены.
Обращаем Ваше внимание на то, что согласно ст. 3 Закона № 5242-I органы регистрационного учета предоставляют сведения о регистрации граждан по месту жительства органам местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления муниципальных услуг.