В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
1) на государственных и муниципальных служащих;
2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как видите, работники государственных унитарных предприятий в этом перечне не указаны. Вместе с тем перечень является открытым, поскольку в нем упоминаются «иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами».
В ст. 22 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указано, что отдельные меры по предотвращению конфликта интересов должен принимать только руководитель унитарного предприятия (при заключении сделок, в которых имеется его личная заинтересованность). Об обязанности других работников унитарных предприятий принимать меры по предотвращению конфликта интересов в Законе № 161-ФЗ не говорится.
В то же время обращаем Ваше внимание на ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ, где сказано, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать, в том числе, предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Для помощи организациям в разработке и принятии мер по предупреждению и противодействию коррупции Минтрудом России разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 08.11.2013. Типовые ситуации конфликта интересов приведены в Приложении 3 к Рекомендациям и включают, в том числе, следующие:
- участие работника в принятии решений, которые могут принести материальную или нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иными лицами, с которыми связана его личная заинтересованность;
- участие работника в принятии кадровых решений в отношении вышеуказанных лиц.
Поскольку начальник участка может принимать отдельные решения в отношении находящегося в его непосредственном подчинении родственника, в том числе такие, которые могут принести материальную выгоду (например, премирование), то сложившаяся ситуация может быть расценена как конфликт интересов.
Однако для этого в унитарном предприятии должен быть принят локальный акт, который обязывает начальника участка принимать меры по предотвращению конфликта интересов. Если такого требования не установлено, то нет и конфликта интересов.